Фантастические взгляды на советский феномен были характерны для интеллектуальных, и около-интеллектуальных кругов на Западе 30-х годов, и в определенной степени в послевоенный период. Когда-нибудь это покажется совершенно невероятным исследователям ментальных аберраций.
На протяжении долгого времени фактические доказательства и разумные аргументы, касающиеся реалий СССР и его отростков сталкиваются с потоком разнообразных верований и заранее сформированных мнений.
Этот феномен всесторонне описан в книгах Пола Холландера и других, наше же намерение здесь – попытаться понять, как и почему подобные аберрации возникли и возможно ли их повторение в будущем.
Джордж Оруэлл в свое время прокомментировал первоначальное отношение Бернарда Шоу к русской революции. “Анемичный рационализм” Шоу мог рассматривать Ленина и его соратников лишь в качестве разумных людей, выполнявших хорошо продуманную программу. Шоу обвинял Черчилля в том, что тот видел в них “дьяволов”, в то время как они были рациональными человеческими существами за работой. Оруэлл указал на то, что их можно считать или ангелами или дьяволами, но одна вещь совершенно ясна: они не были рациональными людьми.
Часто более романтическими, но от того не менее катастрофическими мотивами самообмана были утверждения о “добрых намерениях” (сами по себе являющиеся дурным гидом). Те, кто придерживался этих взглядов видели в социализме средство создания лучшего, более гуманного общества. Но конечно же, социализм не является синонимом гуманности. Социализм есть специальный политический и социальный механизм который якобы может создать подобное общество.