В департаменте па де-Кале, на северо-востоке Франции введен полный локдаун. Жителям запрещено покидать свои дома с 6 утра и до 6 вечера. Исключением является поездка на работу, к врачу или физические упражнения (не больше часа в день и не дальше пяти километров от дома). Этот локдаун – дополнение к национальному комендантскому часу, действующему с 6 вечера до 6 утра. Объявления о введении ограничений сделал премьер-министр Жан Касте – но не пояснил до какого времени они останутся в силе. Премьер также сообщил , что еще три департамента – Верхние Альпы, Эна и Об присоединяются к 20 “проблемным” департаментам – в которых будут усилены “меры по борьбе с эпидемией” включая вышеописанный “герметический локдаун”.
Такие департаменты определяются на основании данных медицинской статистики – при уровне более 250 зараженных на 100 тысяч населения. В среднем по Франции этот показатель – 220, в Па де-Кале – 441, в Ницце – 800 и в Дюнкерке – 1039.
Длинная “вторая волна” коронавируса не уходит из Франции. Париж сделал все возможное для “сглаживания кривой заражаемости”, но все эти усилия не принесли ощутимых результатов. Эпидемиологические показатели ухудшаются начиная с сентября прошлого года. Именно тогда были приняты первые ограничительные меры – сначала в Марселе и Экс ан-Прованс, а затем в других больших городах, включая и Париж. С конца октября был введен комендантский час с 21:00 до 06:00 в департаментах, наиболее пострадавших от удара коронавируса. Эти правила вскоре были приняты на общегосударственном уровне – и в ноябре был введен национальный локдаун. В результате удалось несколько сгладить кривую заражаемости – но этого оказалось недостаточно, и потому были введены новые ограничения. Комендантский час начинался с 20:00, а театры, бары, музеи и рестораны так и не открылись. С началом 2021 уровень заражаемости снова начал расти – и было принято решение о закрытии торговых центров, о введении комендантского часа с 18:00. Все эти репрессивные меры не дали никакого результата. С 13 января и по сегодняшний день выявляется в среднем по 18-21 тысячи новых случаев заражения в день. В этих условиях невозможно прослеживать цепочки заражения, снимать ограничения или облегчить условия работы больниц.
Президент Макрон лихорадочно ищет способы недопущения третьего локдауна, который может оказаться катастрофой и в экономике, и в политике. Но ситуация, между тем, лишь продолжает ухудшаться. В палатах интенсивной терапии лежит 3400 человек, 50% новых случаев – заражение британской мутацией, и медлительность кампании вакцинации имеет самые серьезные последствия. Большинство экспертов соглашаются с тем, что возможности сдерживания коронавируса без введения национального локдауна исчерпаны. Пресс-представитель французского правительства Габриэль Атталь говорит, что все внешние меры останутся в силе минимум до середины апреля, и что последствия вакцинации начинают проявляться в вакцинируемых группах населения, в первую очередь среди пожилых (во французском случае можно сказать древних людей – в возрасте старше 85 лет). Президент Макрон обещает что к концу лета “вакцины хватит на всех”. На настоящий момент в стране с населением 67 миллионов человек 2,2 миллиона получили первую дозу вакцины, 250 тысяч – вторую. Затягивание с выдачей разрешений на использование вакцин AstraZeneca и Pfizer замедлило кампанию вакцинации, которая стартовала лишь в конце января. Правительство утверждает, что у него есть “план”, который позволит “существенно ускорить” вакцинацию.