Столетие убийственных идей VI

Интерпретируемые в качестве абсолютных, а не относительных  общие понятия, всеобъемлющие принципы, глобальные концепции – идеальные дрова для разжигания новых конфликтов. Мы, конечно же не можем отказаться от общих принципов и идей. Общие идеи и принципы необходимы и естественны, при условии что те, кто их использует понимает их как утверждение общего характера, используемое для удобства соединения определенных феноменов для некоей цели – но не в качестве монолитной реальности. Мы должны поддерживать баланс, и не позволять этим вещам выйти из под контроля.  Они должны быть нашими слугами, а не нашими хозяевами. Мы должны учиться на нашем опыте, но, в то же время, не можем позволить себя заглядывать слишком далеко в будущее опираясь на него. Мы должны  заглядывать не очень далеко, но не переусердствовать в этом. Мы должны наделить государство определенной ролью в социальных вопросах – но не предоставить ему доминирование в этой сфере. Мы должны отдать должное легитимным претензиям понятия национальности, но отвергнуть его экстремальные проявления. Такой недогматический подход является одной из главных характеристик гражданской и плюралистической культуры.

Не существует непогрешимой, безотказно действующей формулы, с помощью которой мы можем разрешить все наши политические, социальные, экономические и экологические проблемы. Не существует одной простой концепции, которая ответит на то, как много может сделать государство (хотя мы и выучили, что наделение государства слишком большой властью ведет к катастрофе) – и наоборот, на сколько можно рассчитывать на свободный рынок ради получения положительных результатов (хотя мы и выучили, что отмена свободного рынка ведет к катастрофе). Не существует и простых инструкций того, как вести внешнюю политику.

То, чего нет надобности делать – не следует делать, хотя, конечно же, существует ситуации, в которых необходимо много чего делать, и есть ситуации настолько опасные, что они требуют масштабного и быстрого вмешательства. Недостаточно просто продемонстрировать, что ситуация плоха. Не менее важно быть уверенным в том, что проблема описана и воспринята рациональным и корректным образом, что предлагаемое решение определенно приведет к улучшению, и уж точно не приведет к ухудшению. Все это требует размышлений, здравого смысла, дальновидной оценки, и, в первую очередь, отказа от непроверенных, подходящих на все случаи жизни решений. Это кажется очевидным и неоспоримым – но это не было обычной практикой XX века.