Проблемы всегда – в пресс-конференциях. До тех пор пока дипломатические обмены происходят за закрытыми дверями, в присутствии переводчиков и политических советников провалы неподготовленных дипломатов скрыты от почтенной публики. Но если, при всех его самых добрых намерениях злосчастный гость оказывается выброшен на арену, заполненную дрессированными журналистами, бомбардирующими его сбивающими с толку вопросами – он очень быстро теряет нить, вменяемость и лицо. И это именно то что произошло в Москве 5 февраля с злосчастным Высшим Представителем по Внешней Политике Европейского Союза Жозепом Бореллем, который был публично унижен в ходе традиционной пресс-конференции со своим дорогим партнером, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Боррель начал очень хорошо, немедленно упомянув дело Навального и выразив свою “глубокую озабоченность” (лемма, используемая Европейским Союзом для вопросов, касающихся прав человека на тех широтах, на которые ЕС не распространяется) и потребовал его освобождения. Но эта демонстрация демократической решимости была немедленно смягчена безоговорочной декларацией о том, что России, по большому счету, не о чем беспокоится, с учетом широкого сотрудничества в таких секторах, как культура, научные исследования, здравоохранение, Covid-19, Арктика, климат и далее по списку. На этом этапе средневзвешенный европеец (инкарнацией которого и является Боррель) ожидал хотя бы одобрительного похлопывания по спине от дорогих и искренних друзей, которые, как и он, должны были проигнорировать стратегическое соперничество. Москве, однако, все эти противоречия совершенно ясны, и потому на пухленькое лицо ничего не ожидавшего гостя посыпались пощечины.
Первые вопросы были об аресте семи журналистов агентства Sputnik в Литве, о закрытии трех русских каналов в Украине и об отношения Европы и Кубы (!) Боррель промямлил: “ Это сюрприз, я не ожидал говорить в Москве о Кубе, эта ситуация напоминает мне испанский фильм “Пальма в снегу”. Но тут задали вопрос о Спутнике (вакцине, не агентстве) и Боррель рассыпался в комплиментах: поздравления России, успех, великолепная новость для всего человечества, очень счастлив, надежды на быстрейшее одобрение вакцины в Европе. В своих самых сладких мечтах Путин не мог и вообразить себе подобного триумфа. Португальский политолог Бруно Мачес прокомментировал : Насколько мне известно, только два человека приехали в Москву, чтобы просить о вакцине – иранский Зариф и еврокомиссар Боррель”.