Большая Чистка

В ночь с пятницы на субботу сработала ловушка цензуры, расставленная заранее. Сотни тысяч, возможно миллионы аккаунтов людей выражающих консервативные и правые взгляды в социальных сетях были удалены – после бана президенту США Дональду Трампу в Twitter, Facebook, Instagram и YouTube.

Речь идет о реальной дигитальной облаве. Parler был удален из “магазинов Google и Apple – и снят с платформы Amazon. Google и Apple контролируют 90% рынка смартфонов – и фактически Parler невозможно загрузить на них.

Это – самая мощная чистка на сегодняшний день, но она не была прямым следствием нападения на Конгресс. Big Tech явно готовил ее на протяжении многих месяцев – и штурм Капитолия оказался не более, как чрезвычайно удачным предлогом.

С последним требованием убрать Трампа из сетей выступила 7 января бывшая первая леди Мишель Обама, заявившая о необходимости “перманентно забанить этого человека”. Big Tech, со своей стороны, предупредил о том, что произойдет, еще в прошлом ноябре. Во время слушаний в Конгрессе генеральный директор Twitter Джек Дорси объяснил, что с того момента, как Дональд Трамп перестанет быть главой государства, он уже более не потребует “специального внимания” – и при первой возможности будет забанен (three strikes and you are out).

Начиная с 4-5 ноября дигитальные платформы  начали осуществление политики, объявленной за месяцы до выборов – борьба с преждевременными декларациями победы (не распространяется на Байдена, несмотря на то, что он начал делать эти заявления уже с 3 ноября) и любыми попытками оспорить “итоги выборов”. При любом раскладе, сам Байден не собирался признавать победы демократов. Национальная Демократическая Конвенция подготовила команду из 500 адвокатов, которые должны были оспорить победу Трампа, и Хиллари Клинтон дала Байдену следующее наставление : “не уступай ни в коем случае”.

Один из главных аргументов тех, кто одобряет или недооценивает цензуру Twitter и Facebook заключается в том, что речь идет о частных компаниях: они вольны осуществлять ту политику, которая им подходит, а те кому такая политика не нравится могут уходить на альтернативные платформы. Опыт Parler, однако, демонстрирует, что таких платформ не существует – в мире, где 99% рынка контролируют две гигантские корпорации. В этом мире проблема возможной конкуренции решается самым брутальным и отвратительным способом.