Кризис либерализма оставил вакуум, заполняемый тоталитарной ненавистью. Война против культуры разворачивается по сценарию фильма ужасов, в котором цивилизация отменяется – ради построения совершенного равенства. Необходимо совершить полный оборот – от Финкелькраута до Мансфелдьда чтобы понять, как мы оказались в этом революционном хаосе.
Кейт Кристиансон 50 лет работал в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. В конце концов он стал куратором отдела европейского искусства. Шокированный разрушительными последствиями удаления монументов в Америке и Англии Кристиансон опубликовал в своем посту картину на которой запечатлен Александр Ленуар в схватке с иконоборцами эпохи французской революции. Революционеры разрушали статуи и переименовали Нотр Дам де Пари в “Храм Разума”. Кристиансон пишет: “Александр Ленуар боролся с революционными фанатиками, пытавшимися разрушить могилы королей в Сен-Дени. Сколько великих произведений искусства мы потеряли из-за желания либералов очистить нас от прошлого которое мы не можем одобрить”.
С печальной предсказуемостью за публикацией поста последовал медиа-линч. Многочисленные работники Метрополитен подписали письмо с требованием “переосмыслить” “белый супрематизм и культуру системного расизма в нашем институте”. Ян Бурума, изгнанный из New York Review of Books за публикацию критической статьи о #MeToo пишет, что во всем этом есть что-то религиозное: “Человек, столкнувшийся с “истиной” и демонстрирующий определенный скепсис, или хуже того – чувство юмора есть отступник, еретик, которого следует покарать за его безверие”.
История Кристиансона соединяют вместе две ярко выраженные параллели общественной жизни: разрушение монументов и культуры отмены (или если, угодно, отмену культуры). “Давайте пересмотрим белого Иисуса и статуи Кентерберийского Собора”. Эти слова произнес не лидер Black Lives Matter, требующий убрать статуи Иисуса, но архиепископ Джастин Уэлби, глава Церкви Англии. Тем временем в Вашингтоне метят в Мемориал Освобождения Линкольна.
Менее чем за месяц мы прошли путь от свержения статуй конфедератов до свержения статуй человека их победившего и до разрушения статуи Колумба в городе, названном его именем – Колумбус, от статуй работорговцев в Лондоне до статуй героев деколонизации – таких , как Хайле Селассие, и наконец, до до замены в Соборе Св. Альбана “тайной Вечери” в стиле Леонардо на “цветного Иисуса”. Между тем, дела подобные делу Кристиансона появляются практически ежедневно. Джиль Снайдер, 23 года работавшая директором музея современного искусства в Кливленде уволена и обвинена в расизме за отказ разместить выставку художника, посвятившего свое творчество убийствам негров и латинос. Какой куратор теперь найдет в себе мужество отдать предпочтение соображениям художественного вкуса над политическим и идеологическим трендом?