Красный Принц. Две жизни Джона Скотта Ниринга III

Как я упоминал в предыдущем посту, идея о том, что Джон Скотт работавший на американскую оккупационную администрацию в Германии был Джоном Скоттом Нирингом, строившим Магнитогорск и выезжавшим в отпуск в Америку чтобы отдохнуть от большого Террора, пришла мне в голову когда увидел фотографию с премьеры американского пропагандистского фильма нюрнберг в 1948 году.

Издание News Day в 2010 году опубликовало фотографию, подпись под которой гласит: “Режиссер и автор сценария Стюарт Шульберг (слева) на премьере “Нюрнберга” в Штутгарте, Германия, вместе с офицером OMGUS  (office of Military Government управление военной администрации американского сектора Западного Берлина) по фильмам Джоном Скоттом (справа).

В коллекции документов Висконсинского университета, относящихся к американской оккупации Германии после второй мировой войны, находим имя Джона Скотта три упоминания имени Джонаа Скотта. все три – в информационном бюллетене “Ключевой персонал военной администрации” в выпусках за ноябрь 1947, январь 1948 и март 1948 годов. Во всех трех Джон Скотт значится как начальник отделения фильмов в управлении контроля над информацией.

В выпуске за март 1948 года Джон Скотт уже повышен до звания шефа отделения музыки и театра.

В 2013 году была издана книга Тома Маскаро Into the Fray: How NBC’s Washington Documentary Unit Reinvented the News.

Книга, среди прочего, описывает этапы создания фильма “Уроки Нюрнберга” и роль OMGUS в Германии: “OMGUS контролировал все аспекты жизни послевоенной Германии, включая избавление страны от нацистского влияния и контроль над новостями и интермейнтом. Управление информационного контроля контролировало радио, газеты,журналы, театры, музыку и кино, включая документальное. И его первым документальным проектом должен был стать фильм о Нюрнберге. Создатели фильма должны были использовать киносвидетельства, предоставленные OSS плюс документальные съемки с процесса.

Офицеры OMGUS продвигали версию сценария американского журналиста Джона Скотта, но Пэйр Лоренц, глава департамента кино в министерстве обороны отверг ее”. Лоренцу удалось подмять под себя контроль над скриптом, Несмотря на это, члены OMGUS приветствовали его протеже Стюарта Шульберга, “который легко влился в подразделение” [то есть стал подчиненным Джона Скотта, о чем Маскаро и авторы материала в News Day нам не сообщают]  Маскаро сообщает, что в конечном итоге “Скотт с энтузиазмом приветствовал фильм в той форме, в которой он вышел”.

В другой книжке, Кристиана Даладжа Caught on Camera: Film in the Courtroom from the Nuremberg Trials to the Trials of the Khmer Rouge  вышедшей в 2015 году находим больше подробностей о проекте сценария Скотта: “Пока Лоренц в Нью-Йорке думал о проекте OMGUS в Берлине представило проекта репортера журнала Time  Джона Скотта. Скотт написал очень длинный сценарий, который назвал Nuremberg Trial”. Критика концепции Скотта нас не интересует. Для нас важна следующая однозначная идентификация:

Джон Скотт Ниринг, советский шпион в восточноевропейской секции COI/OSS, известный в материалах Веноны как “Иванов” всплывает в воспоминаниях Чемберса в 1944 году в качестве одного из предводителей “мятежа” в редакции Time  против него. Американскому журналисту Джону Скотту “офицеры  OMGUS” “поручили” написать сценарий Нюрнберга. Наконец, в книге Даладжа находим прямое указание на то, что речь идет не о каком-то другом Скотте, но Джоне Скотте Ниринге из Time. Этот Джон Скотт “с энтузиазмом приветствует” конечный продукт Шульберга. При этом Джон Скотт весь описываемый период возглавляет секцию кино в управлении информационного контроля OMGUS.

Краткие итоги: Советский шпион Иванов предположительно покидает OSS, по меньшей мере перестает занимать в этой организации должность аналитика восточноевропейской секции. Он начинает работать под прикрытием журналиста Time, и одновременно работает в департаменте пропаганды и психологической войны OMGUS. Именно такие функции выполнял департамент информационного контроля. Одновременно Скотт наслаждается жизнью в послевоенном Берлине, веселясь на вечеринках  советских генералов. Чем он там занимался под прикрытием “директора управления кино и театров” мы продемонстрируем в последующих постах.