Замужества Джиованны I, или безумия неаполитанского двора

Филипп Таренсткий

Несмотря на то что Филипп, незадолго до своей смерти по давлением брата своего,  Роберта Мудрого, отказался от своего имени и от имени своих наследников от всяких претензий на Прованс, его вторая жена, Катерина де Валуа, Императрица Констанинопольская, вынашивала совершенно другие идеи. Она была решительно настроена на то, чтобы один из ее детей – Роберт или Луи получил и графство Прованс, и королевство неаполитанское.

Катерина де Валуа

Ее великой соперницей в ожесточенной борьбе за трон, разыгравшейся немедленно после смерти короля Роберто Мудрого стала Агнеса де Периго , супруга  Карла II, Джиованни, герцога Дураццо, а также могущественный кардинал Талейран де Периго, который , при поддержке Папской Курии надеялся  представить одного из своих троих сыновей в качестве возможного кандидата на трон.

 Джиованна I

Завещание короля Роберта, составленное 16 января 1343 года еще более ожесточило будущий конфликт. Оно однозначно санкционировало, что наследницей и Прованса, и королевства будет Джиованна или ( в случае ее смерти) ее младшая сестра Мария. Оно также устанавливало принципы создания Совета Регентов, который должен был править до того момента, как наследнице исполнится 25 лет. Завещания не предоставляло никаких прав управления ни Папе, чьим феодальным владением номинально считалось королевство, ни Карлу  I Дураццо. Мария, младшая сестра Джиованны становилась наследницей в случае смерти молодой королевы, и должна была выйти замуж или за Луи Венгерского, или за французского принца.

Елизавета, королева-мать Венгрии

Дополнительным элементом напряженности этой борьбе стало прибытие в Неаполь 24 июля 1343 года Елизаветы, королевы-матери Венгрии. Ее целью было добиться того, чтобы ее второй сын, Андреа – муж Джиованны был признан королем Неаполя. Хотя сама Джиованна сначала просила Папу о признании королевского титула своего мужа, постоянное вмешательство в государственные дела со стороны Елизаветы привели к разрыву с Андреа. В этот момент Папа, осознавший опасность сложившейся ситуации, решил вмешаться. В конце 1343 Совет Регентов сложил с себя полномочия и пригласил папского легата кардинала Эмерика де Шателю. Кардинал прибыл в королевство в марте 1344. Он попытался с помощью энергичных мер отменить неверные решения королевы, в первую очередь, передачу в феодальные наделы государственных земель.

Кардинал сталкивался со все большим противодействием при дворе. Вдова короля Роберта, Санча, ушла в монастырь, в то время как мать Андреа, Елизавета покинула Неаполь и направилась в Рим хлопотать о том, чтобы королевский титул был присвоен ее сыну. Между тем ненависть в Неаполе к венгерскому антуражу Андреа продолжала нарастать. Знать объединилась против легата и его попыток повлиять на дела королевства. Возмущенный этим кардинал покинул Неаполь в марте 1344 и вернулся в Курию.