Ясно, что семья Абу Малика была более связана бану Хадль (племя в Медине), чем с Курайза. Его дед перебрался в Медину и там женился на дочери Ибн Сайя из Бану Хадль, “братьев” Курайза.
Связь Абу Малика с Бану Хадль, предположительно, должна быть связана с племенной принадлежностью двух протагонистов этой истории. Источники по-разному описывают их идентичность. В рассказе Ибн Ишака Кааб и Асад принадлежат к Курайза, в то время как в других о них говорят как о Бани Хадль. Я более склонен принять версию о Бану Хадль , поскольку о ней в своей работе говорит Али Самхуди (египетский ученый 9-го века, автор 4-томной истории Медины).
Самхуди пересказывает версию истории Тубба историка 8-го века Ибн Забала. Тубба Абу Кариба Аса’ад вознамерился разрушить Медину. Но два ученых мужа из Курайза, Сухайят и Мухаббих, явились к нему , и убедили его отказаться от подобного плана. Они говорили, что “в конце времен” в Медину явится пророк по имени Ахмад, потомок Ишмаила, и город превратится в цель хиджры (мухаджар). Но в другой части книги Самхуди содержится описание еврейских племен и их территорий. Среди прочих упомянуты Хадль, Сухайят и Муннабих. Очевидно, что речь идет о тех же Сухайят и Мухаббихе их племени Хадль, которые были клиентами Курайза, но сами Курайза не были. Фрагмент текста Ибн Зубала описывает только спасение Медины, но мы можем предположить, что два раввина сопровождали Тубба в Мекку, и позднее – в Йемен.
Исламские тексты часто выставляют раввинов- современников Пророка в неприглядном свете. Но иногда они являются в благоприятном контексте, в качестве “доказательства статуса пророка Мухаммеда” – предсказателей его пришествия. Упомянув грядущую хиджру, евреи спасли от разрушения Медину. Они также якобы предотвратили действия Тубба против Ка’аба.
В этой полу-легендарной истории о миссионерстве в Химьяр мы встречаем еврейских проповедников, нарисованных в положительном свете. Исламская традиция без всяких затруднений описала эту еврейскую победу, которая рассматривалась в качестве предвестия победы ислама. Согласно исламской традиции, раввинами руководило Провидение, и они преуспели и в разрушении идолов Химьяра, и в предсказании пришествия Мухаммеда.
по материалам:
The conversion of Ḥimyar to Judaism and the Jewish Banū Hadl of Medina
Michael Lecker
Die Welt des Orients, Bd. 26 (1995), pp. 129-136
JUDAISM AMONG KINDA AND THE RIDDA OF KINDA
MICHAELL ECKER
THE HEBREW UNIVERSITY Journal of the American Oriental Society 115.4 (1995)
History of al-Tabari Vol. 5, The: The Sassanids, the Byzantines, the Lakhmids