Рога Хаттина. Постмортем IV

Ричард сумел свести вместе двух претендентов на иерусалимский престол. Ги объявили пожизненным королем, Конрад Монферрат был провозглашен его наследником. Тем временем оба делили доходы от королевства пополам. Конраду достались Тир, Сидон и Бейрут. Он или его наследник должны были стать иерусалимским королем после Ги. Джеффри Лузиньян получил Яффо и Аскалон. Но уже через три дня  король Филипп передал Конраду свою половину Акко – и у Ги осталось не более, чем ритуальное притязание на иерусалимский трон. Между тем король французский Филипп потребовал от Ричарда половину Кипра, и когда получил отказ окончательно поверил в то, что Ричард замышляет покушение на его жизнь. В любом случае, пропитанный инфекциями лагерь крестоносцев был плохим развлечением для такого ипохондрика, как Филипп. После того, как в схватке под стенами Акко погиб Филипп Фландрский, у которого не было наследника,  Филипп осознал, что он может стать лордом Артуа – если только вовремя окажется на месте, чтобы взять ситуацию под контроль.

Филипп был очень молод и очень болен. Более того, он был очень ревнив  относительно всего, что касалось должного уважения к монарху Франции. И тут его вассал, король Англии, затмил и превзошел его во всех отношениях. У Ричарда было больше денег и больше солдат. Он был на десять лет старше Филиппа и имел репутацию лучшего рыцаря Европы. Ричард был спесив и резок. В совместном походе на Иерусалим у Филиппа не было шанса тягаться с ним.

Три испуганных французских вельможи явились к Ричарду рассказать о том, что замыслил король. Тот и сам уже догадался и бросился к Филиппу, уговаривая его не покидать крестоносцев. Но он сумел лишь получить от него обещание не атаковать его владения на континенте в течение 40 дней с момента возвращения Ричарда из Святой Земли. 31 июля 1191 года Филипп поплыл вместе с Конрадом Монфератом в Тир,  – и через три дня отплыл домой. Ричард остался единственным командиром в Палестине. Арабский хроникер отмечал: “Никогда нам еще не приходилось сталкиваться с более изощренным или смелым оппонентом”. Филипп оставил большую часть своей армии в Святой Земле – и некоторое количество денег, чтобы ей платить. Французским воинством командовал Хью, герцог Бургундский. Казна закончилась через несколько недель, и Ричард был вынужден платить французам авансы за свой счет. Когда и его резервы иссякли, Хью отказался ему подчиняться. Конрад, все еще возмущенный поддержкой Ги со стороны Ричарда, вернулся в Тир и дымился там от злости.