Рога Хаттина. Постмортем II

четыре английских короля: Генри I, Ричард I, Генри II и Джон

Английский король Генри и французский Филипп провели конференцию на границе Нормандии в январе следующего года, – послушав проповедь от самого архиепископа Тира – и оба приняли крест. Хроникеры говорят, что в этот момент они увидали форму другого креста в небесах у себя над головой.

Они договорились, что французские солдаты будут с красными крестами, английские – с белыми, и фламандские – с зелеными. Мероприятие должно было быть оплачено серьезным налогом, известным, как Саладинова Десятина – одна десятая доходов со всех на три года вперед. Тех, кто отказывался платить отлучали от церкви. Те, кто принимал крест – освобождались от налога. Король Генри умер 5 июля, после того, как Ричард и Филипп нанесли его силам поражение при Балланс.  Ричард был провозглашен королем.

С момента коронации потребовалось 18 месяцев на то, чтобы Ричард достиг стен Акко. Первые несколько месяцев его царствования были посвящены маниакальному сбору денег на крестовый поход. Речь шла не только о Саладиновой Десятине. Самым неприятным шоком для английского двора стало назначение канцлером Уильяма Лонгшампа, архиепископа Эли. Он был низок, хромал и говорил запинаясь.  По словам хроникеров он более напоминал “волосатую деформированную обезьяну”, не говорил на английском и ненавидел Англию. Хуже того, он открыто в этом признавался. Его также постоянно обвиняли в педофилии.

Крестовые походы были безумно дороги, и Ричард и Лонгшамп взялись за привлечение капитала с устрашающей целеустремленностью. По всей империи они продавали поместья и должности. Викторианский историк по этому поводу заметил: “Ричард был готов воевать за что угодно и продать ради этого что угодно”. Сам Ричард говорил: Если бы нашелся покупатель. я бы продал и Лондон”. Короче говоря, он был энтузиастом-приватизатором.  Лонгшамп сам показал пример, купив свою собственную канцлерскую должность за три тысячи фунтов – хотя говорят, что какой-то итальянец предлагал больше. Ранульф де Гланвиль, бывший королевский учитель, не очень популярный у Ричарда, потому что он был и тюремщиком его матери, Элеоноры Аквитанской, разорился, пытаясь выкупить свои должности у короны. Ему пришлось взять крест и отправиться в Палестину – только после этого выплата его догов была отсрочена.