Чудо, в теологическом смысле этого термина – исключение из природного закона, которое невозможно принять. И поэтому оно весит особенно много в трудных объяснениях философа Ханса Блюменберга, который, как никто другой убедительно легитимизировал современную научную любознательность, празднуя свое объяснение коперниковского мира описанием планеты Земли в качестве чуда-исключения. В своей проповеди философ, как представляется, встречается с новыми Пасторами Бытия. Они стремятся сохранить творение, вместо стремления к спасению. Но главное отличие – в высокомерии этих спасителей творения, этих Пастырей Бытия. Блюменберг определил их с иронической точностью – люди, служащие не делу Божьему, но его теневые регулировщики, наставники и даже администраторы.
Из-за того, что в контексте разговоров о “климатическом изменении” всегда маячит зловещая фигура “климатического скептика”, стоит напомнить о том, что скептицизм является глубоко научным подходом. “Скептики” не отрицают климатические изменения сами по себе, они лишь задаются вопросом – насколько велика в них роль людей. Конечно, вы не должны играть на скрипке, когда Рим охвачен огнем. Но, как заметил один мудрый человек, “имеет смысл и изучать законы гидравлики”.
Экономист и исследователь климата Оттмар Эденхофер очень правильно заметил, что климатическая политика – это не просто спор о научных фактах. Скорее, это – “конфликт между ценностями и взглядами на мир”. Именно по этой причине папская энциклика Laudato si взывает к “радостно и аутентично переживаемой холистической экологии”. Мечта об Едином Мире проистекает из веры “в возможности распространения и соединения всех великих ценностей”. Именно это – совершенно нереалистично. Одним из великих прозрений Макса Вебера было то, что конфликт ценностей невозможно загладить. Вы можете воткнуть перед моим домом совершенно экологически чистые ветряные турбины, но они навсегда испоганят вид, на чудесные германские лужки, открывающиеся из моего окна.
Здесь следует вспомнить о смиренности – о смиренности перед лицом непредсказуемостью, перед непредсказуемостью сложных систем. Определенно, наша “голубая планета” – “единый мир”, как говорит Папа Франциск. Но “всемирного консенсуса” по “общему плану” мирового правительства, согласно энциклике Франциска никогда не будет. Потому что такой план не только противоречит неизбежному конфликту ценностей, но, и более важно – нашим ценностям.
Norbert Bolz/ 12.01.2019
Die grüne Katastrophen-Kirche