Эко -религия определенно располагает своими жрецами, своими пилигримами и своим Святым Граалем. Только юные герои современности оккупируют морские буровые и лезут на заборы ядерных электростанций. Они – крестоносцы излечения мира. Экологические организации – проявления этой новой религиозности, которую окрестили “экологической озабоченностью”. Окружающая среда – смиренный бог, о котором заботятся и от которого ожидают спасения. Благоденствие нового времени подчеркивает необходимость экологического баланса. И это, на простом языке означает: для фундаменталистских зеленых природа является сверхъестественным. Эта экологическая озабоченность – источник новой религиозности.
Новая система зеленых верований куда более стабильна, чем система верований красных, которую она заменила. Природа заменила собой пролетариат. Разочарование, порожденное провалом левых породило апокалиптические видения краха окружающей среды. С точки зрения функционалиста все очевидно: поскольку надежда на спасение не оправдалась, вы снова заинтересованы в творении – в созидании, на этот раз, во имя природы.
Так кто выиграл от заката христианских религий? В первую очередь те организации, которые могут перенаправить все еще сильный религиозный импульс в новую систему веры. Таким образом, эко-религия стала новой верой образованного среднего класса, в рамках которой можно уместить технофобию, антикаиптализм и акционизм.
Здесь важно устранить очевидное непонимание. То описание экологии в качестве религии спасения, как только что предложено нами, не означает отказа от признания существования сложных экологических проблем. Но их необходимо отличать от новейшего культа природы, со всеми симпатизирующими ему масс-медиа. Тот, кто обращается к природе с религиозным рвением – разочарован историей. И из-за того, что они не смеют пасть в объятия Церкви, они молятся на зеленые четки. Природа заменила Бога в качестве внешнего авторитета в суждении об обществе.
Пастухи Бытия
Таким образом, необходимость в преклонении сместилась на природу. Те кто с отвращением отвергает хамство молитв Богу-Отцу, преклоняется перед Матерью-Землей. Все современные медиа – на их стороне. Наиболее очевидным доказательством может стать наиболее воспроизводимый в наше время имидж голубой планеты. Образу Земли, видимой из космоса приданы все качества иконы, и это придает эко-религии ни с чем несравнимую ауру. За этим имиджем – сакрализации земли и великое возвращение человеческого интереса от измерения неизмеримого к заботам о своей собственной бренности.