Секс и Цитадель: I. Свадьба по-эмиратски

Мисталь объясняет, что не свадьба сама по себе превращает мужей в банкротов: “Тут тебе и золото, и платье, и мебель, и дом, подарки невесте в период помолвки – дорогая косметика, часы, платья… так много способов потратить деньги”. Залив открывает для себя полную силу глобального капитализма, и потому никого не должно удивлять то, что статус отныне связан с имуществом, и свадьбы превратились в фестивали экстравагантного потребительства. Мисталь делится наблюдениями: “Там, где вы – Запад, были 20 лет назад, мы находимся сейчас. 20 лет назад, что детям нужно было? Они ходили в школу и возвращались домой. Теперь им нужна отдельная комната, лэптоп, игры и мобильный телефон. Теперь так много требований. И их становиться все больше и больше”.

40 лет назад, когда ОАЭ и другие страны Залива только оседлали волну нефтяного благоденствия, свадьбы были чем-то гораздо более простым и скромным – главной заботой было накормить бедных членов племени. Некоторые из этих традиций сохранились. Свадьбы, может быть, переехали из шатров в пустыне в пятизвездочные отели, но верблюд все еще в меню – только теперь вам нужен целый караван для того, чтобы накормить легион гостей.

Не свадьбы, но сами невесты, в первую очередь, являются смесью нового и старого. Возьмите мою знакомую Аннус. Ей 22 года, она только что вышла замуж – но после окончания университета. Это было большой редкостью в поколении ее матери – тогда замуж выходили подростками и к возрасту Аннус уже имели несколько детей. Сегодня, однако, в ОАЭ гораздо больше женщин с высшим образованием, чем мужчин. Аннус объездила весь мир, говорит на прекрасном английском, знает все о моде в Заливе и на Западе. И, несмотря на это, отец подобрал ей жениха – дальнего родственника, которого она видела до свадьбы лишь один раз. Ее сестра вышла замуж за кузена, которого увидела впервые на свадьбе. И в этом нет ничего необычного . Исследования показывают, что браки, спланированные родителями остаются нормой в ОАЭ. Финансовые и социальные выгоды того, что “все остается в семье” перевешивают известные медицинские риски – ведь речь идет, как правило, о браках между двоюродными братьями и сестрами.

Аннус утверждает, что счастлива с выбором отца: “Если он из вашей семьи, вы чувствуете, что все ОК. Если же он женился “по любви”, он потом разведется. Есть женщины, которые вышли замуж по любви. Но это проблема в нашей культуре. Если муж – родственник – все будет лучше”.

Несмотря на это, женщины сегодня куда более разборчивы, чем это было в прошлом. В исламе у женщины есть право отвергнуть жениха – хотя она не всегда и не везде может им воспользоваться. Моя знакомая Сальва – пример. Она отказала толпе потенциальных женихов. Она ждет “правильного” человека. Его характеристики: моральный, уважаемый, упорно работающий, вежливый (так принято называть молодых людей из хороших семей), и, определенно, не женатый на другой женщине. Это – важный пункт, из которого в обществах Залива есть существенные исключения. В последнее время наметилась тенденция среди работающих женщин, делающих карьеру, становиться второй женой. Это дает им все привилегии брака, оставляет возможность работать, и сваливать все домашние хлопоты на жену номер один. Но Сальва не принадлежит к этому кругу, и ее разборчивость, по мнению некоторых – отражение причин тяжелых демографических проблем Эмиратов.

Коренное население ОАЭ – исчезающий вид в своей собственной стране: более 80% ее населения – иностранцы, импортированные для того, чтобы страну создать. В то время, как по плану иностранные рабочие должны были строить небоскребы и автострады, они начали строить и семьи – и 20% мужчин из Эмиратов сейчас женаты на иностранках – гражданках азиатских и арабских стран. 10% эмиратских невест выходят замуж за иностранца, но эта цифра постоянно растет. Этому помогает недавно принятый закон, согласно которому мать может передать гражданство – и все привилегии, связанные с ним – детям.

Официально, вину за феномен браков с иностранцами возлагается на озабоченные статусом семьи невест, занятые организацией “свадьбой столетия” и созданием семейного очага на века. И потому женитьба стала частью борьбы за сохранение национальной идентичности и против кажущейся фрагментации семейной жизни. Но, как показывает пример Сальвы и тысяч других, в этом процессе участвует и другие силы – и их не одолеть любым количеством денег.