После Чернобыля жизнь остановилась
В Германии в особенности чувствительны в отношении технических возможностей – и защищают себя от новых технологий советами по этике, программами самодостаточности и Зеленым Апокалипсисом. Мы должны бояться того, на что мы способны. Но в технологии нет этики. Этика исследования – не более, чем попытка лишить Прометея добыть огонь. Арнольд Гелен как-то говорил – и очень красиво, о чувстве благодарности изобретателям и высокой оценке труда инноваторов. Такой подход следует возродить. Легитимность технологий – это легитимность современности.
И потому стоит обсудить эту особую немецкую чувствительность. Давайте вспомним: после Чернобыля, жизнь в Фрайбурге остановилась. Но почему-то всего в нескольких километрах от него, за французской границей, все продолжается, как ни в чем не бывало. И даже сегодня, немецкая реакция на Фукусиму уникальна. Только мы научились читать? Другие безграмотны в современных технологиях? Германия желает превратится в хит для экспорта, или же она все таки в состоянии научиться некоторой безмятежности у других?
Точно также, как в 60-70-х производилось массовое революционное классовое сознание, сегодня производится апокалиптическая зеленая обеспокоенность – индустрия производства сознания переключилась с красного на зеленое. И также, как Красные вчера, Зеленые сегодня используют вину западной культуры. Это запускает динамику, известному любому историку религий: апокалиптическая угроза генерирует благополучие. Именно поэтому они вступают в секту, бросают бомбы во имя униженных и угнетенных, освобождают цыплят из курятников, или, по меньшей мере, выбрасывают мусор раздельно. В то же время, попытка привести собственную жизнь в соответствие с тем, что происходит во внешнем мире, синхронизация своего собственного существования с миром воспринимается в качестве апокалиптической угрозы. Будь то конец света или заря коммунизма, будь то месть природы цивилизации или адский огонь миллениума – любое решительное изменение произойдет уже при вашей жизни!
Norbert Bolz/ 12.01.2019
Die grüne Katastrophen-Kirche