Церковь Зеленого Апокалипсиса I

Энциклика Laudate si‘, в коей Папа Римский Франциск обращается не просто к католикам, но ко всему человечеству, читается как истинная теология зеленых. Ее реальным адресатом являются богатые граждане западного мира. Это порождает подозрения в том, что католическая церковь пытается вскочить на вершину волны цайтгайста (“климатическая катастрофа”) ради того, чтобы отвоевать утерянные позиции. В реальности, религиозные потребности Запада настолько сдвинулись в сторону защиты окружающей среды, что зеленые партии и НГО играют сегодня роль церкви с новой религии “защиты творения”. Как это произошло?

Когда Макс Вебер бросал вызов беспринципности своего времени, понятие  ответственности носило отпечаток политического суждения и созревшей маскулинности, осознавшей, что любое решение, принятое на основании принципов может привести тебя в кухню дьявола. С тех пор понятие ответственности превратилось в свою прямую противоположность.

Этика ответственности за окружающий мир развивается из чисто религиозной необходимости  восстановления мистики человеческого существования в совершенно расколдованном мире. Она стоит – и падает  вместе с фантазмом человека, в качестве приказчика исполнения воли природы. Эта формула подарена нам философом Хансом Йонасом, чья этика делает особенно ясными религиозные основы гуманитаризма. “Принцип ответственности” Йонаса построен вокруг концепций страха и табу, человеческого и святого.  Его исходная точка – табу о человеке, творении Божьем, которое сегодня затронуто генетикой. Отсюда Йонас начинает тотальную атаку против расколдованного мира. И этот гуманитаризм всегда готов опрокинуться в фундаментализм, так того и требует Йонас: наш совершенно разочарованный мир должен добровольно установить новые табу, которые обуздают его новые силы.

Технология – дьявол

С этой парадоксальной формулой добровольных табу, Ханс Йонас имеет в виду практики, которые будут учить нас бояться. Мы должны бояться того, чего мы можем натворить. Человек сам превращается в злого демиурга – и против него необходимо предпринять все необходимые меры предосторожности. Технология – это дьявол, подчиняющий нас абсолютизму возможного.  В этой версии, Пакт с Дьяволом доктор Фауст заключит сам с собой. Раньше он был трагичной фигурой современной самооценки, теперь он уже не продают душу Дьяволу – но сам превращается в него. Фаустовский человек, оснащенный современный технологическими возможностями превращается в реального и последнего врага человечества.