Утверждение “Египет боится шиитского ислама Ирана” хорошо звучит для израильских ушей. Израильские лидеры и медиа день и ночь бубнят об иранской угрозе – не только Израилю, но и всей западной цивилизации.
Израильские (и не только израильские) аналитики, рассуждающие о необъяснимом наращивании египетской военной мощи рассказывают об иранских ракетах и ядерном проекте. Также не забывают о его активном участии в региональных конфликтах и распространении его влияния в Ираке, Сирии и Ливане, о войне в Йемене, и о его махинациях на Аравийском полуострове, об иранских “бастионах” на западном берегу Персидского залива.
На первый взгляд, у этой теории страха перед Ираном есть право на существование. Египет стремительным темпами создает современный военный флот, который является шестым в мировом рейтинге.
Все эти рассуждения, однако, основываются на открытых публикациях и подсчете единиц вооружений. Но есть центральный элемент изучения армий, которым большинство этих исследователей или пренебрегают или уделяют ему очень мало внимания. Этот элемент – строительство инфраструктуры будущей войны и и частота военных учений.
Иранская сухопутная армия относительно невелика, старомодна и развернута в тысячах километров от границ Египта. Египту нечего ее боятся или покупать из-за нее современные танки Т-90 или бронетранспортеры MRAP.
Главная военная угроза Ирана Ближнему Востоку и Европе – ракеты большой дальности и ядерное оружие. Египет по какой причине эти угрозы совершенно не волнуют. Неизвестно о египетских разработках ракет дальнего радиуса действия (и даже об египетских СКАДах или их клонах). Также не слышно о египетских попытках разработки ядерных вооружений. При этом следует учитывать тот факт, что среди всех арабских государств Египет является страной, наиболее развитой в технологическом отношении. Если кто-то среди арабов имеет потенциал создания современных ракет и ядерного оружия – это Египет, в 60-х годах он построил инфраструктуру, которая позволяет подобное развитие. Египет не только не создает собственную ракетную систему – он не занимается и противоракетной обороной.