Если прислушаться к дискурсу автократичного главы ЕЦБ на пресс-конференциях, проходящих после заседаний Управляющего Совета этой организации, можно с удивлением узнать, что единственной целью программы массивной скупки долгов является достижение “стабильности цен”. Но даже самые доверчивые журналисты уже больше не могут верить в сказки, рассказываемые синьором Драги.
Потому что позади у синьора Драги – гламурная карьера главы итальянского казначейства. Синьор Драги знает и умеет маргинализировать представителей других стран – например, президента Бундесбанка Вайдманна или главу Центрального Банка Нидерландов Кнота – как будто бы они представляют экономики разряда Мальты или Люксембурга. Восемь лет назад, накануне того, как стать главой самого могущественного европейского института, Драги точно знал, какое прошлое придет за ним.
Речь не идет даже о его карьере в качестве главы итальянского министерства финансов. Не менее интересны его научная активность в MIT и работа консультантом в Goldman Sachs. Драги был главой Центрального Банка Италии и Banca d’Italia (с 2006 по 2011). Итальянские кредитные учреждения – нечто большее, чем ломбард или поставщик ссуд. Они – критически важная связка между большим бизнесом и государственными финансами. . Без них Италия рухнет. Они обязаны убедить итальянцев необходимости покупки государственного долга, или настоять на том, чтобы его покупали международные инвесторы. Поэтому нельзя, чтобы появлялись сомнения в их финансовой устойчивости – не говоря уже о про разговоры о ликвидационных процедурах. Целый ряд связанных с государством банков нуждается в санации, и третий по величине итальянский банк, Banca Monte dei Paschi, мог быть спасен в 2016 году только посредством рекапитализации итальянского государства. Причины этого в прошлом, и не столь отдаленном, прошлом, крепко связанном с синьором Драги.
Германия, между тем, по-прежнему погружена в глубокий сон.
Целью нижеследующих строк является продемонстрировать, как профессиональные, талантливые и трудолюбивые итальянские чиновники сумели, против воли стран с твердой валютой, установить контроль над ЕЦБ – с тем, чтобы спасти свою страну. Итальянскими банками не стоит пренебрегать, потому что они – тайные сообщники итальянского государства в деле увековечивания итальянского государственного долга. Мы желаем сорвать покров молчания с проблемы связи синьора Драги с надзором за деятельностью банков, и, прежде всего, заявить о проблемности итальянских рисков – и участия в них главы ЕЦБ, при гробовом молчании Германии.