Невидимая половина. Прелести гендерной сегрегации

Хиджаб – традиционный символ ислама. Мусульманки должны покрывать свои волосы и привлекательные части тела. У ношения хиджаба – три измерения: физическое – шаль физически скрывает женщин от мужского взгляда, психологическое – хиджаб создает психологический барьер между мужчиной и женщиной, и моральное – хиджаб защищает женщину от того, что исламом запрещено. Несмотря на то, что моральное и психологические измерения – конечные цели ношения хиджаба, физическая часть является наиболее заметной в исламском, им прежде всего, в саудовском обществе. Кросс-культурное исследование семи мусульманских стран в 2013 году показало, что что саудовские женщины считают самую консервативную форму хиджаба наиболее подходящей. Речь идет о бурке и никабе (11% и 63% соответственно).

Раньше саудовские хиджабы варьировались от региона к региону. Тем не менее, хиджаб Неджда , наиболее консервативная форма этого головного убора, распространился на все остальные части Саудовской Аравии, и стал обязательным для женщин во всех частях страны. Это, вне всякого сомнения, связано с триумфом салафизма в Саудовской Аравии. По определению, хиджаб скрывает женщину от мужского взгляда. В Саудовской Аравии, однако, дело зашло куда дальше – хиджаб изолирует и сегрегирует женщин от мужчин. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на весь комплекс отношений между полами в саудовском обществе.  Именно поэтому в глазах молодого поколения платформы он-лайн знакомств стали инструментом разрушения традиционной модели отношений мужчины и женщины в обществе – и поиска пары в соответствии со своими собственными предпочтениями, а не критериями семьи.

На основании принципа защиты общества от соблазна и следуя положениям исламских инструкций, саудовское государство строго соблюдает сегерегацию полов в общественных местах. . Гендерная сегрегация является одной из наиболее заметных особенностей саудовского общества.. Только при посещении Маджид аль-Харам в Мекке и Масджид ан-Набави в Медине сегрегация полов не практикуется.  Речь идет не о поверхностной идее, но о об одном из основополагающих принципов организации саудовской культуры и общества. Национальный План Развития Саудии подчеркивает, что рабочие места женщин должны быть изолированы от рабочих мест мужчин. Поэтому саудовское правительство помнит о сегрегации при планировании строительства школ, университетов и правительственных учреждений. В результате фактически возникло два отдельных общества в одном государстве – саудовское женское  и саудовское мужское общество. Подобное положение вещей драматически снизило уровень нормальной интеракции между полами.

Девушки, заканчивающие школы и поступающие в университеты для получения академических степеней нуждаются в преподавателях мужчинах. Чтобы те имели возможность учить их, организуются телевизионные трансляции из мужской секции университета в женскую. Женщины могут видеть на экранах своего учителя -мужчину, но мужчина учитель и студенты-мужчины не могут видеть девушек -студенток. Женщины-студентки пользуются специальным телефоном для того, чтобы задавать преподавателю вопросы.  Мужчина-преподаватель может слышать их голос, но студенты-мужчины не могут. Так обстоят дела на всех факультетах саудовских университетов, за исключением медицинских. Шанс на возникновение каких-либо отношений между мужчинами и женщинами в подобной ситуации – чрезвычайно низок.