Конец эпохи Голубой Церкви II

Первая характеристика ведет к одной из наиболее важных скрепляющих функций Голубой Церкви: социальному сигнализированию. В Голубом Обществе придерживаться и выражать “хорошие мнения” означает, что вы – часть стада, племени, команды. Те, кто придерживается и выражает хорошие мнения получает социальные выгоды. Более важно, неспособность придерживаться и выражать хорошие мнения может привести к социальному краху.

Эта социальная динамика означает, что хорошие мнения сами себя усиливают и укрепляют.  Нет необходимости в полиции, следящей за всем сверху донизу. В тот момент, когда образуется достаточно большая когерентная масса людей вокруг хорошего мнения, природная человеческая социальная динамика начинает работать сама на поддержание этой когерентности.

Вы можете это очень легко проверить на себе. Если вы живите в Соединенных Штатах – пойдите на любое общественное мероприятие и выразите мнение, которое расходится с линией Голубой Церкви. Затем внимательно смотрите, за тем, что произойдет.  Особенно следите за реакцией противоположного пола. Претендуйте, например, на то, что вы не верите в климатическое изменение. Или верите в то, что ислам и феминизм – опасные идеологии. То, что скорее всего произойдет – вас “выдавят из группы”. На физическом уровне, гораздо ниже, чем обдуманное действие, вас оценят и найдут неполноценным. Не хорошим партнером для спаривания. Не хорошим социальным союзником.

Интересно, что данное наблюдение верно на любом уровне социальной иерархии. Независимо от того, кто вы – 20-летний студент только начавший учиться играть по правилам или важный эксперт, ставка для которого – его репутация, социальный сигнал даст вам понять, как сохранять когерентность.

В конце концов, вы десятки лет трудились, чтобы достичь высокого положения в обществе, и не ради того, чтобы рисковать из-за того, что ваше мнение оказалось “плохим”. Спросите об этом Сэма Харриса, Джордана Питерсона или Стивена Пинкера – все они уважаемые эксперты, оказавшиеся в последнее время на неправильной стороне баррикад.

Потерей от такого рода социального подкрепления, становится, конечно, возникновение эхо-камер, в которых мнения, идущие вразрез с общепринятыми удаляются из дискурса – даже если они они ценны и важны. И современная Голубая Церковь, вне всякого сомнения, превратилась в в эхо-камеру. Конечно, всегда существует пространство для игры “внутри” хорошего мнения. На деле, Церковь предлагает большой выбор хороших мнений и вы можете свободно кочевать между ними.  У вас есть свобода – быть Леди Гага или быть Тэйлор Свифт. Но помните – пропасть всегда где-то рядом. Общественное мнение стало чрезвычайно чувствительным на фоне Трампокалипса.