Но Бугуль прав в том, что мигранты переводят гигантские суммы денег на родину. С 2008 по 2017 они перевели в Сенегал, по неполным данным, больше двух миллиардов долларов. Но те, кто переводит деньги, не имеют над ними контроля, что зачастую ведет к разного рода злоупотреблениям. Так, многие переводят деньги на “строительство дома” – только для того, чтобы вернувшись обнаружить, что “дом” проеден родственниками.
Как правило, переводы из-за границы идут на ежедневное потребление. На долгосрочные инвестиции ничего не остается. Также следует учитывать, что чем больше у человека родственников, тем больше денег ему приходится переводить. Вопреки утверждениям Бугуля, деньги не идут на обучение. Это то, что специфически происходит в Сенегале. Большая часть денег мигрантов идет на школы изучения корана. Мигранты шлют деньги главе своего марабут – религиозного братства. Их дети, скорее всего будут ходить в такую школу, по окончании которой им нечего предъявить на рынке труда. Такие мигранты едут на работу в Италию. Там они будут жить по нескольку человек в крошечной квартирке, много работать , ничего на себя не тратить и посылать все деньги домой. Но даже за пределами этого замкнутого круга деньги от переводов редко идут на образование – любой образованный человек, который не в состоянии найти работу в Сенегале, и любой необразованный, сумевший достичь чего-то в Европе – доказательства бесполезности образования в глазах большинства. Это – фатальный подход, и потребуется несколько поколений для того, чтобы восстановить ценность образования.
Миграции за границу, как правило, предшествует миграция внутри страны – из сельской местности в города. В Сенегале, как и по всей Африке, стремительно развивается процесс урбанизации. Больше половины населения сегодня живет в городах. В Сенегале, в первую очередь рыбаки и фермеры ищут счастья в городах. Каждый пятый сенегалец живет за счет рыболовства. Рыба является основным продуктом питания. Но сегодня рыба становится редкой и дорогой. Причиной этому является чрезмерный отлов рыбы – рыбаками из Китая, Японии, России, ЕС,и, прежде всего, самого Сенегала.
Также много мигрантов – фермеры. Через права наследования наделы земли дробятся,и, в конечном итоге, становятся настолько малы, что не способны прокормить семью. Молодые мужчины отправляются в города, где им тоже трудно найти работу. Тут срабатывает местная специфика: в Сенегале, как и в других западноафриканских странах, по-прежнему сильны касты. Рыбаки, фермеры и пастухи относятся к “благородным” кастам. С другой стороны, есть касты кузнецов, сапожников, ткачей, плотников и исполнителей традиционных песен. Касты – наследственны. Рождение предопределяет профессию.