70 лет постколониализма: три четверти населения стремится сбежать

В Сенегале – огромная потребность в обученных профессионалах, но традиция передачи знания от отца к сыну в рамках касты ограничивает возможности обучения и обновления. Кастовая система означает, что “благородные”, даже если захотят, не могут выполнять “грязные” виды работ по социальным причинам – они опозорят свои семьи.  К этому следует добавить гендерное разделение труда. Многие традиционно женские виды активности – табу для мужчин, и наоборот. Миграция – один из способов сбежать от этих навязываемых обществом ролей. Родственникам в Сенегале плевать, как их отпрыск зарабатывает деньги в Европе — главное, чтобы трансферы отправлялись регулярно и прибывали своевременно. И здесь существует потрясающая разница. В Сенегале семья редко давит на мужчину тем, чтобы он зарабатывал деньги. С провалами мирятся. Совершенно другое дело – с мигрантами. Те, кто не переводит денег или даже возвращается домой с пустыми руками клеймятся как неудачники – несмотря на то, что найти работу в Европе неквалифицированным африканцам вовсе непросто.

Желание сбежать от описанных жестких ограничений культуры происхождения и семьи является важным двигателем эмиграции. Также критически важны желание и необходимость заботиться о родителях. Но слишком часто попытка выйти из под социальных ограничений приводит к тому, что они только усиливаются – в особенности, если путешествие в Европу финансировалось родственниками. Для женщин, да и для мужчин, эмиграция часто становится способом избежать навязываемого семье брака. Если эмигрант женится на европейке, финансовые ожидания его семьи на родине резко вырастают – ведь он нашел “хорошую пару”. Но многие мигранты, с течением времени, могут пережить изменение ментальности – в сторону индивидуализации и развития личной ответственности, а это, в свою очередь, ведет к массивным конфликтам. Родственниками будут пытаться любыми средствами призвать “эгоиста” к порядку.  Именно поэтому зачастую можно видеть, как члены диаспоры, вместо того, чтобы стать более вестернизирвоанными, становятся более традиционными, чем семья на родине.

Der afrikanische Exodus ist wie ein Faustschlag ins Gesicht der Regierenden
David Signer, Dakar
25.7.2018
Neue Zuricher Zeitung