Среди рекрутов насчитывалось три тысячи андалузских мусульманских аркебузиров – самых страшных врагов христианства, чьи отцы были вытеснены реконкистой в Африку. Их лидером был Осиан, ренегат из Рагузы. В распоряжении Абд эль-Малика также было 34 орудия.
В полдень в субботу, 3 августа, шериф послал командующего кавалерией Сулеймана – ренегата из Кордовы разузнать, где находится враг и готов ли он к битве. Сулейман наткнулся на португальцев как раз тогда, когда авангард начал переходить Вад Варур. Португальцы мгновенно обратились в бегство, но шериф отказался их преследовать.
Абд эль-Малик боялся своей армии куда больше, чем португальцев, которых он попросту презирал. Командир ренегатов явился к нему с рассказом о том, что у трех тысяч маврских аркебузиров нет ни пороха, ни пуль. Скорее всего, они искали предлога не принимать участия в битве – с тем, чтобы в случае возможной победы врага не быть покаранными. Шериф отдал приказ, согласно которому следовало высечь каждого аркебузира, не получившего 50 пуль и два фунта пороха до утра.
Между тем, все португальское войско, как и ожидал шериф, перешло и разбило лагерь в миле от мавров. Христиане поставили перед своим войском флаг Мулаи Мухаммеда – в качестве указателя для возможных дезертиров. Все было напрасным – к ним прискакал лишь брат Мулаи Мухаммеда да пара европейских ренегатов. Один из них был Каид Марми, кастилец, а второй – Каид Рапозо, португалец. Последний, францисканский монах-расстрига благородного рода, бросился на колени перед Себастианом и рассказал ему все, что знал о маврской армии. Наступила темнота. Были выставлены часовые – но ничто не потревожило неспокойный отдых двух армий.
По материалам:
THE
BATTLE of ALCAZAR
An Account of the Defeat of
Don Sebastian of Portugal at
El-Ksar el-Kebir
BY E. W. BOVILL
LONDON 1921