Опытные командиры иностранных контингентов – Мартин Бургундский, возглавлявший германцев, Альфонсо де Агилар, ведший кастильцев, Томас Стокли, командир папского отряда, мальтийский рыцарь Педро де Мескита, командир артиллерии, были шокированы некомпетентностью португальцев и короля. Они вели эту фантастическую колонну через диковинную страну, занятую опытным врагом, число воинов которого не было известно. Каждый опытный солдат понимал, что в случае внезапной атаки колонна не успеет развернуться.
На следующие день колонна возобновила свой марш – но хаос только нарастал. Снова армия прошла лишь три мили, достигнув эль-Менара. Они увидели , как с холма на их взирают несколько сотен маврских всадников – но они ускакали, не пытаясь атаковать. В этот день королю пришло известие о том, что маврская армия – тоже на марше, и что битва представляется неизбежной.
На следующий день, пришло известие о том, что на побережье высадились еще 500 кастильцев, во главе с Франсиско де Альдана, опытным и заслуживающим доверия капитаном. Король решил дождаться прибытия кастильцев в эль-Менара. Альдана достиг лагеря короля к полуночи. Зная о слабостях короля и барские замашки его окружения, он не ожидал увидеть ничего хорошего.
Было бы неправильно сказать, что организация армии развалилась – никакой организации не было с самого начала. Лагерь не был разбит в упорядоченной военной манере, но представлял собой сцену немыслимой конфузии. Еще более пугала деморализованность солдат. Из-за непрофессионализма и неадекватности подготовки продовольствия не хватало уже на второй день марша. Многие солдаты уже успели продать, проиграть в карты или просто выбросить выданные им рационы. К голоду добавлялась непереносимый зной, буквально запекавший людей в доспехах. Португальское воинство, после месяца лишений морского путешествия было высажено на враждебный берег, в состоянии полного расстройства и близости врага, против которого никто не знал как защищаться.
Увиденное взбесило Альдана, и он решил немедленно вернуться на побережье, погрузить своих солдат на испанские корабли и отплыть в Испанию. Королю, однако, удалось отговорить его от этой идеи – несмотря на то, что план выйти сухопутным путем к Ларах был актом абсолютного безумия – с учетом того количества гражданских, которые путались у армии под ногами.
На следующий день армия возобновила свой марш, и на этот раз сумела преодолеть целых 12 миль. На следующий день она прошла еще десять миль и разбила лагерь у Баркан. Затем португальцы, совершенные изможденные путем и жарой, вышли к Мекхазен – притоку реки Локкус , вблизи того места, с которого она стекает с холмов в большую долину на север, к городу Эль-Ксар аль-Кебир (Альказар). Португальцы вышли к мосту через реку – но его охраняла кавалерия врага, численностью до 2 тысяч человек. Король решил не идти на прорыв, но вместо этого перейти реку вброд – тремя милями ниже по течению. О броде он слышал от людей своего союзника, Мулаи Мухаммеда. Он повернул на юг и пройдя три мили нашел брод, который не был защищен. Несмотря на то, что река в этом месте было шириной всего метров в двадцать, брод был настолько узок, что армия потратила целый день на то, чтобы переправиться на другую сторону. Брод находился неподалеку от слияния Мекхазен и Локкус, берега были высоки, течение – сильно, и все это оказалось чрезвычайно важным всего несколько часов спустя.