Себастиан покинул укрепления в Арзила с силами, насчитывающими 16 тысяч человек. Должно быть, это было великолепное зрелище – король и его рыцари в блистающих доспехах, великие – в каретах, воины – на конях, пикинеры, аркебузиры, алебардщики и пушкари в испанских шлемах. Кавалерия, гарцующая с пиками и саблями, королевские эмблемы и славные цвета различных полков.
Только выйдя в путь шедшие в колонне осознали весь масштаб королевской глупости, затруднявшей само продвижение королевской армии. Каждый шаг осложнялся тысячами гражданских, шедших с колоннами только потому, что это было необходимо для поддержания достоинства короля и монархии, а также комфорта гарцующей на конях знати. Сотни священников, толпы пажей, музыкантов, слуг, негров, мулатов, проституток, вместо того, чтобы быть оставленными за границей, шли вместе с армией – также, как и их дети.
С тем,чтобы сократить обоз, воинам выдали пятидневный запас еды. Несмотря на это, за королевским войском тянулась бесконечная череда повозок, общим числом 1120. За исключением тех телег, на которых везли порох и ядра, все остальные служили лишь ублажению различных прихотей короля, знати и идальго. Никто не подумал о том, чтобы облегчить путь простых солдат. Сколько повозок было у короля мы не знаем, но знаем, что у десятилетнего герцога Барселос было 22 переносных павильона и походная церковь – и все это везли в обозе.
Стоит, конечно, сделать скидку на обычаи того времени – в конце концов, и король Генрих VIII и Вильгельм Оранжский волокли за собой такое количество женщин и детей, что их войско, по словам современников “было скорее подобно эмигрантской колонии, нежели вторгшейся на вражескую территорию армии”. Но сам король полагал, что уже через пять шесть дней окажется под стенами Ларах – при поддержке флота. Почему же он не оставил на кораблях всех эту бесчисленную человеческую обузу и весь этот обоз остается загадкой.
Только самая тщательная организация и точный расчет времени могут предотвратить хаос при движении больших колонн даже очень дисциплинированных солдат. Большая часть армии Себастиана была не обучена и не дисциплинированна. Ее командиры не показали никакой способности к организации. Дорога была не более, чем тропой, шедшей сначала по пересеченной местности, а потом путавшейся в высоких холмах. Она совершенно не подходила для колесного транспорта. Хаос был так велик, что в первый день колонна едва достигла эль-Молинос – в трех милях от того места, где она вышла в путь.