Контрацептивные таблетки изменили индустриальные нации 21-го века как никакое другое медицинское изобретение. Их социальное значение никто не предвидел: никто не намеревался использовать их в качестве инструмента эмансипации женщин. Единственным этическим намерением было снижение количества опасных инфекций после незаконных абортов. Но таблетки породили гедонисткое поколение хиппи, с его стремлением к сексуальной свободе. Полвека спустя западные общества не узнать. Уровень рождаемости – гораздо ниже уровня воспроизведения и стремительно стареющее общество разоряет собственных отпрысков.
Второй пример – полеты в космос создали ощущение “одного мира”. В действительности люди очень быстро стали негативно относиться к идее космических полетов. Никто не хотел вкладывать сотни миллионов развитие ракетных программ, единственной целью которых было доставить человека на еще один кусок безжизненного камня на орбите. Луна была определена как нечто, состоящее из вполне земной материи. Но что-то совершенно иное – и по совершенной случайности проросло в сознании человечества. Раньше никто не мог видеть Землю из космоса. Никто этого себе представить не мог. И вот экипаж Аполлона доставил фотографию с орбиты, которая фундаментально изменила отношение человечества к Земле. Внезапно, все стали смотреть на Землю, как на жемчужину. С тех пор “голубая планета” превратилась в синоним защищенного дома – символ, которого так не хватает корпоративному и безликому экологическому движению.
Стремление ограничить или сдержать непредвиденные последствия инноваций – обычная для людей ошибка. Такие последствия реализуются, как правило еще до того, как о них начинают говорить. Но беспорядочная и неорганизованная “защита” и юридические интервенции только усиливают ответную реакцию и гарантируют осуществление сопровождающего эффекта.
Такие же заблуждения распространяются на социальные сети, контролируемые искусственным интеллектом – YouTube or Amazon, с верой в то, что речь идет “только” о медийном феномене, порожденном технологическими инновациями. Очевидные выгоды новой системы – масштабируемое потребление, более эффективные коммуникации, очень сложная сетевая кооперация и социальное участие. Все это правда. Но здесь, как всегда, есть непредвиденные последствия, не попавшие в поле зрения радаров.
Алгоритмы порождают независимые процессы, которые могут оцениваться как нежелательные. И поэтому нововведение, которое так мощно пропагандируется техническими, экономическими, политическими и медиа элитами внезапно обернулось против собственных протагонистов. Нынешний скандал вокруг Facebook и разворачивающаяся дискуссия о непрозрачных методах таргетинга ясно это демонстрируют.
Медиум вышел из под контроля правящих элит – подобно Янусу, он не поддается абсолютному контролю. На техническом жаргоне это называется прерыванием – процессом, в ходе которого существующая система или рынок прерываются стремительно растущей инновацией. В результате, меры по сдерживанию нежелательных социальных последствий направлены против самого медиума и против его получателей, что лишь высвобождает подрывной потенциал смены парадигмы.
Это можно назвать неким видом “сбрасывания чешуи”, в ходе которого инновация все более и более отчуждается от своего первоначального предназначения. Дублирование и продвижение потребления и обращается в новое, непреднамеренное явление, и наконец, ставит под вопрос сами существующие структуры власти. Техническая инновация становится катализатором революционного процесса, направленного против ее создателей и превалирующей социальной модели.