Бийя никогда не занимался проблемами коррупции и безработицы – потому что он сам – часть проблемы. Безработные ( в том числе с академическими степенями) считаются счастливчиками, если им удается работать моторикшами (их в стране – 50 тысяч). Обсуждение насущных вопросов в правительстве попросту не проходит. Встреч членов кабинета с президентом не случается. Министры и префекты узнают о своих назначениях или отставках из объявлений по радио.
Бийя построил неформальную систему персональных отношений, основанную на взятках, вымогательстве и манипуляции выборами. Коррупционеров терпят, пока они полезны режиму. Если нет – они исчезают в тюрьмах, подобно бывшему очень могущественному генеральному секретарю президентского офиса и бывшему министру финансов. Бийя, ради стран-доноров, периодически провозглашает “реформы” не заботясь даже о том, чтобы разработать видимость их планов.
Богатыми в Камеруне являются не предприниматели, но ставленники режима. В 2008 французский журналист Филипп Бернар опубликовал большой материал о коррупции в Камеруне в Le Monde. В стране нет границы между частной и государственной собственностью. 40% доходов государства уходят на коррупцию. Все, даже “маленькие люди” – полицейские, судьи, врачи (в больнице не получишь койку, не дав взятки), солдаты и учителя живут на взятки. Зарплаты низки . Передвижение по дорогам дорого, и покупается взяткой на каждом новом блок-посту. Нелегальные проверки товаров на дорогах , конечно же, увеличивают их стоимость для потребителей.
Всесильная коррупция разрушила всякое доверие к государственным институтам. Ни одно камерунское правительство не было в состоянии эффективно обеспечивать граждан услугами без коррупции и непотизма. Вместо законов есть чиновники, которые всегда могут доказать , что гражданин неправ – до тех пор, пока он не заплатит достаточно денег. Практически все камерунские политики имеют собственный специальный, никому неподконтрольный бюджет.
И из-за этого есть камерунцы которые готовы с теплотой вспоминать даже колониальные времена, которые предлагали хотя бы некое подобие правосудия. Германский производитель пива Warsteiner даже сумел несколько лет назад провести успешную рекламную кампанию, темой которой была ностальгия по колониальному периоду. Уровень жизни к камерунцев снижается, средний класс большей частью разрушен, угнетение элитой всего остального общества – куда более выражено и ощущается сильнее, чем в колониальную эпоху. Белые колонизаторы заменены черным феодальным классом.
У половины камерунцев нет электричества. Чрезмерная бюрократия и неэффективность управления влекут за собой отставание в развитии инфраструктуры . Капиталовложений в образование и здравоохранение нет. Те, кто может себе это позволить, отправляют детей в частные школы и лечатся в США и Европе, разъезжая на дорогих джипах.