Между тем Иран готовится предоставить кредит сирийскому правительству в размере 1 миллиарда долларов – мизерной суммы с учетом потребностей – при условии, что деньги будут использоваться исключительно для закупки иранской продукции. Таким образом, деньги Тегерана больше помогают иранским компаниям, чем экономике Сирии.
С другой стороны, правительство направляет и без того ограниченные деньги, которые ему приходится финансировать, на проекты, которые принесут пользу связанным с ним бизнесменам. Основным символом этого является проект недвижимости Басатин ар-Рази, расположенный в районе Меззе в Дамаске, из которого были изгнаны и лишены имущества тысячи сирийских семей.
Многие сирийцы называют проект Басатин ар-Рази «Сирийским Солидером» из-за запланированных в нем высотных зданий и трамвайных линий и того факта, что он посвящен очень узкому сегменту населения, который сможет позволить себе купить дорогостоящее жилье.
Однако, несмотря на подавляющий спрос на доступное жилье, способное заменить сотни тысяч домов, которые были разрушены во время войны, и очень ограниченные возможности кредитования местных банков, правительство поручило одному из государственных банков использовать свои наличные деньги для финансирования работ по инфраструктуре проекта.
Басатин ар-Рази имеет мало экономического смысла, но может дать огромную прибыль нескольким людям; это то, чему правительство уделяет первостепенное внимание.
Ложные предпосылки
По существу, ожидания насчет восстановления Сирии построены на ложных предпосылках. Последним примером больших усилий по восстановлению в регионе является Ливан. В его случае сложились следующие элементы: 1) политическая сделка, поддерживаемая основными региональными и международными игроками; 2) видная роль Рафика Харири, могущественного человека с сильными экономическими и политическими связями по всему миру; 3) видение реконструкции, т. е. помещение Ливана и Бейрута в качестве центра посредничества между Ближним Востоком и Западом; 4) сильная финансовая поддержка со стороны Саудовской Аравии.
В случае Сирии сегодня все эти элементы отсутствуют. Реконструкция Сирии вряд ли начнется в ближайшее время.