Разрушение Алеппо, начавшееся с захватом части города силами мятежников в 2012 и завершившееся победой правительственных сил четырьмя годами позднее является, возможно, наиболее значительным событием сирийской гражданской войны. В то время как конфликт, определенно, углубил уже существовавшие социально-экономические противоречия по всей стране, в Алеппо он создал уникальные условия для нового города и нового баланса сил севера и Дамаска.
До начала мятежа Алеппо был основным центром северной Сирии. Сырье, производимое в восточной Сирии поступало на заводы и фабрики Алеппо, из которых и состояла практически вся сирийская промышленность. Сложная система отношений, связывавшая традиционный бизнес-класс Алеппо с фигурами сирийского режим оформляла и уравновешивала отношения экономического центра со столицей, Дамаском. В самом Алеппо бизнес-класс был сконцентрирован в западной части города, а наемные работники – в восточной, бедной части непризнанных кварталов, населенных сирийцами приехавшими из сельских районов.
Отношения Алеппо с Асадом были непрерывным актом балансирования между службами безопасности, в которых доминировали алавитские офицеры, и бизнес-классом, традиционно состоявшим из суннитов, христиан и армян.
Начиная с 2012 года конфликт демонтировал Алеппо и лишил его роли основного центра севера, вычистил население города, оставил большую часть его инфраструктуры в руинах, и углубил уже существующие социально-экономические различия между жителями востока и запада. С 2012 года батальоны вооруженной оппозиции распространили свое влияние практически на все кварталы восточного Алеппо, что стало манифестацией раздела города. Восток подвергся длительной массированной бомбардировочной кампании, которая стала причиной массового бегства населения.
К декабрю 2016 режим полностью восстановил контроль над всем городом, после достижения соглашения об эвакуации резидентов мятежных кварталов. Но то, что режим получил в качестве географического пространства, он потерял в виде полутора миллионов жителей и зоны их обитания – бомбардировки снесли значительную часть восточного Алеппо.
В то же время, западные кварталы остались, по крайней мере, в физическом отношении, там же, где они были до начала войны. Но паттерны жизни – равно как и отношений с Дамаском изменились фундаментально. Сети масштабного индустриального производства, придававшие городу его динамизм полностью демонтированы. Возник новый класс местных бизнесменов, связанных либо с местной экономикой войны, либо напрямую с режимом в Дамаске, но лишенный какого-либо существенного политического веса.