Более того, политика “разделяй и властвуй” наложила свой отпечаток на сплоченность этого меньшинства. Иранская проблема – том, что курдская автономия в северо-восточной части Ирака снизит его влияние на разделенную страну. Иранская пенетрация в политическое, государственное и оборонное пространство Ирака – хорошо известный факт. У Ирана есть мощные рычаги воздействия в Ираке – такие, как шиитская милиция Аль-Хашд аш-Шааби. Несмотря на то, что эти милиции , теоретически, действуют в соответствии с актом иракского парламента от ноября 2014 года (которые перевел их в подчинение иракскому военно-политическому руководству) они и организованы, и финансируются корпусом стражей исламской революции и подчиняются государственным деятелям исламской республики Иран. Идея организации подобных милиций, которые зачастую возглавляются офицерами корпуса стражей исламской революции направлена на защиту широкого спектра иранских интересов в самых различных сферах. Продолжающаяся война в Сирии и Ираке и коллапс этих государств открыла для Ирана окно возможностей для реализации своих региональных амбиций, включая наращивание мощи “Оси Сопротивления”, которая является тактическим и идеологическим фундаментом распространения иранского влияния на Ближнем Востоке.
Возникновение в этой среде независимой территории, не выполняющей иранских приказов равносильно смертельному удару по всему плану. Именно поэтому постоянно раздаются угрозы со стороны лидеров шиитских милиций, пытающихся принудить курдов отказаться от подобных идей. Хади аль-Амари, лидер Организации Бадр, созданной корпусом стражей исламской революции во время ирано-иракской войны, предупредил, что отказ курдского руководства отменить референдум приведет к кровопролитию и даже к гражданской войне. Другой пример – Каис аль-Хасали, предводитель Ассаиб Ахль Хак, заявивший, что курдская акция является “израильским заговором”.
Другое важно измерение – сухопутный коридор, которые Иран стремится создать со своей территории через северную Сирию к средиземноморскому бассейну. Неопределенность, связанная с курдской дилеммой в Ираке , и еще большая неопределенность, связанная с судьбой курдского меньшинства в Сирии стали причиной того, что коридор отклонился к югу – к аль-Майадин и Дейр эз-Зур. Иран сосредоточил усилия милиций, действующих под его командованием с тем, чтобы установить контроль над пограничными переходами между Ираком и Сирией, и даже угрожает силам американской коалиции в сирийской пустыне.