По прибытии в Алжир пленников пригнали на невольничий рынок. Отец Олафур описывает его так: “Людей с Вестманнских островов пригнали на невольничий рынок. Он весь вымощен камнем, и его окружают ряды камней. Камни выглядят блестящими – их моют каждый день, также как и близлежащие дома, некоторые – по три раза в день. Рынок расположен рядом с местом, где живет король (оттоманский губернатор Алжира). Король получает каждого восьмого мужчину, каждого восьмого ребенка и каждую восьмую женщину, пригнанную на рынок. Когда нас привели на рынок, нас всех поставили в круг. Нам проверили лица и руки. Затем король отобрал тех, кого он хотел. Первым выбором среди мальчиков был мой несчастный 11-летний сын”.
Самого преподобного Олафура не продали. Вместо этого, его назначили посредником в переговорах с датским королем о выкупе исландских пленников. Без гроша, он отправился в Ливорно, оттуда в Геную, и оттуда в Марсель. В Марселе он встретился с голландским капитаном, который предложил ему доплыть до Голландии. Из Энкхейзен он сумел добраться до Копенгагена – через шесть месяцев трудного путешествия.
Все это произошло в разгар Тридцатилетней войны. В ней Дании сильно досталось. Королевская казна была пуста, и королю было не до исландских пленников. Олафур вернулся в Исландию – без выкупа, и без семьи. Только через 10 лет 34 исландца были выкуплены – и только 28 из них добрались до родины. Среди них была жена пастора, Аста. Они прожили вместе еще три года. Олафур скончался в 1639 году, в возрасте 75 лет.
Свидетельство д’Аранда показывает, что исландские пленники оставались в Алжире до 1642 года. Двое исландцев остались добровольно и сделали корсарскую карьеру. Один из них, Жон Асбджарнсон, стал высокопоставленным сановником при дворе алжирского дея, а другой, Жон Жонссон Вестерманн, стал капитаном корсарского корабля.. После множества приключений он вернулся в Европу и умер в Копенгагене.
Bernard Lewis Corsairs in Iceland. Revue de l’Occdent musulman et de Mediterranee 1973 volume 15 numero 1
Adam Nichols The Barbary Corsair Raid on Iceland, 1627