Первый шаг к аккумуляции капитала.
Джеффри Сакс, директор проекта ООН по сокращению глобальной нищеты, сконструировал простую и проверенную модель для африканского сельского хозяйства: фермерское хозяйство производит четыре тонны маиса и продает его на рынке. Или яйца и шерсть. На вырученные деньги он покупает кур, овец и вола. Вола можно использовать в качестве тягловой силы. Это увеличивает урожайность. Это ведет к аккумуляции капитала. Сакс говорит, что бедным нужно помочь вскарабкаться только на первую ступень лестницы развития. Дальше они помогут сами себе.
В некоторых странах демонстрируется хороший подход к экономическому росту – в Эфиопии, Египте, Марокко и Кении. Многие добились впечатляющих результатов в последнее десятилетие. Но это, конечно же, пиррова победа – демографический взрыв все стирает начисто. Если его не остановить, к середине столетия между Сахарой и Кейптауном будут жить два миллиарда человек – в два раза больше, чем сегодня. Германская женщина приносит в мир, в среднем, 1,5 ребенка. Жительница государства -ужаса Сомали – шесть. Население растет в два раза быстрее, чем количество рабочих мест.
Китай и азиатские тигры показали, как нужно разбираться с демографией. Китай, с безжалостной политикой “одна семья – один ребенок” хорошо справился с проблемой. Южная Корея, Вьетнам и Таиланд сократили рождаемость вдвое. Африке не надо ничего выдумывать – только подражать.
Африка остается Африкой
Западные политики не осмеливаются говорить о “человеческом факторе”, потому что они боятся обвинений в расизме. И поэтому демографическая бомба продолжает тикать, а политика развития остается уделом лунатиков и брехунов.
В 1789, в год Великой Французской Революции английский пастор Роберт Мальтус выдвинул тезис о том, что человечество растет экспоненциально, а производство продуктов – линейно. Два этих тренда ведут к голодной катастрофе – и потому следует снизить сексуальные аппетиты.
Только первая часть прогноза оказалась верной. Согласно всем расчетам, человечество не будет голодать и через сто лет. Но опустошающая нужда и низкая продолжительность жизни в Африке останутся. Избыточное давление, как учил Мальтус, приведет к массовой эмиграции. Тут, как представляется, он прав. И это не будет концом Африки – но может стать концом Европы, в первую очередь, из-за давления на ее социальные системы.