Битва за Дераа представляет собой самую опасную угрозу для преемственности политических процессов в Женеве и Астане из-за того, что оппозиционные силы считают, что эти процессы бесполезны и что нельзя доверять соглашениям с Россией. Она также угрожает будущим возможностям оппозиции на юге. Начиная с Астаны I, повстанцы стали свидетелями утраты и эвакуации многих районов в Дамаске и Хомсе, дальнейших попыток режима проникнуть в Восточную Гуту, а теперь и великой битвы за Дераа. Все это было выполнено с соучастием России и Ирана в сочетании с последним продвижением в Сирийской пустыне и попытками заблокировать любые соприкосновения сил ССА и ИГ, чтобы монополизировать «борьбу с терроризмом» и предотвратить продвижение оппозиционных сил в направлении Дейр-эз-Зора.
Политические и военные силы революции считают, что они проигрывают на каждом шагу этих процессов в условиях продолжающегося расширения иранских планов и отсутствия какой-либо серьезной американской или арабской стратегии противостоять им. И хотя соглашение о деэскалации нейтрализовало военные силы на севере еще до принятия этого обязательства на юге, давление со стороны народа растет. Силы повстанцев вскоре предстанут перед угрозой их легитимности, если они будут продолжать политический процесс, а также отступать на поле битвы.
Результаты нынешней битвы за Дераа станут поворотным моментом в ходе сирийской войны и изменений на карте региона, где Иран, главным образом через Хизбаллу, навязывает свое присутствие как свершившийся факт внутри треугольника путей управления и поставок между иракской, ливанской и иорданской границами. Иран, наряду с Россией и режимом Асада, также стремится взять под контроль важнейшие опорные пункты Свободной Сирийской Армии, причем Дераа является первой и наиболее символичной среди них. Делая это, он полагает, что сможет навязать свое видение силового решения в Сирии в пользу режима, положить конец любым планам по зонам безопасности и ограничить влияние США.
Между тем повстанцы Дераа считают, что сталкиваются с угрозой их существованию из-за символической ценности своего города и характера местных общин, которые глубоко отвергают режим и присутствие Ирана, опасаясь массовых убийств в случае если ополчения шиитов и силы режима войдут в Дераа. Будучи столь важной, битва может изменить планы оппозиции. При правильной международной поддержке битва может также привести к принятию ею политического процесса и убедить ее в том, что ее региональные и международные союзники являются надежными. Однако продолжающееся продвижение сил режима и его союзников угрожает убеждению оппозиции, что ее сторонники серьезно относятся к их поддержке.
Ахмад Абузейд, сирийский публицист и исследователь сирийского конфликта
The Battle for Deraa and Iran’s Plans in the South Atlantic Coincil
материал подготовлен Николаем