Битва за Дераа и планы Ирана на юге Сирии


В Дераа оппозиция контролирует большую часть Дераа аль-Баляд и лагерь “Дераа” (населенный палестинцами и перемещенными лицами с Голанских высот), а режим сосредоточен в Дераа аль-Мхатте (современный коммерческий центр города, связанный со столицей трассой М-5). Город Дераа считается колыбелью революции, родиной Свободной Сирийской Армии и известен своими настроениями против режима. Анализ недавних битв проливает свет на тактику воюющих сторон, а также на стратегию Ирана на юге и в Сирии в целом.

Буньян аль-Марсус в основном состоит из местных бойцов, уроженцев Дераа, воюющих под эгидой ССА, а также местных бойцов исламистских группировок из провинции Дераа. Со временем он стал образцом организованных и успешных военных операций для остальных формирований в провинции, а также преодолел тупик фракционного соперничества и военного застоя, имевший место на юге.

Сражение “Аль-Маут валяль-Мадхалла” пережило несколько этапов в течение четырех месяцев, приведших к последней кампании. В течение месяцев ожесточенных городских боев силам оппозиции удалось продвинуться и контролировать почти весь район Аль-Маншия, широко используя подземные туннели, дистанционно управляемые взрывные устройства и кустарно изготовленные ракеты класса «земля-земля». Что не позволило режиму, поддерживаемому российскими ВКС, отобрать потерянные районы, поскольку различные подразделения режима не могли противостоять атакам повстанцев Дераа.

В начале июня Иран и Россия, используя тишину на северных фронтах в Сирии, позволившую перебросить большое количество бойцов, открыли фронт с планом вторжения в город, выхода на пограничные переходы с Иорданией и отделения восточной части провинции Дераа с запада. Иран отправил на фронт огромное количество бойцов многонациональных шиитских милиций во главе с ливанской Хизбаллой, в то время как режим развернул специальные штурмовые отряды 4-й дивизии, усиленные со времен боев в Забдани и Дарайе, во главе с полковником Гайатом Далла. Российские ВКС и авиация режима также интенсифицировали воздушную бомбардировку окрестностей города различными видами вооружений, включая напалм, баррельные и обычные бомбы, используя ту же самую тактику выжженной земли, которая использовалась в осажденных районах восточного Алеппо перед уходом сил оппозиции.