“Комбинация” должна еще более усложнить отношения между различными федеральными службами безопасности. У ставящего в тупик множества иракских секретных служб нет единого руководства. Они отвечают политическим назначенцам в офисе премьер-министра, министерстве обороны, МВД и Совете Национальной Безопасности. Полковник Дэвид Витти, ветеран американского спецназа и специалист по иракским силам безопасности говорит: “Это – настоящие феодальные вотчины, конкурирующие друг с другом за ресурсы и влияние”.
Некоторые иракские офицеры утверждают, что вообще никому не подчиняются. Подполковник Мунтаза аш-Шамари, командир 2-го батальона иракских сил специального назначения (ISOF) с гордостью сообщает: “Мы ни с кем ничего не координируем. Мы занимаемся самыми серьезными случаями терроризма. Мы охотимся за террористами самостоятельно, на свой страх и риск”.
Это приводит к неприятным инцидентам. 6 февраля при обстоятельствах, подобных описанным в начале статьи, произошла перестрелка между NSS и ISOF. Один офицер был убит.
В дополнение к этому, в Мосуле просто не хватает солдат. С 17:30 в восточных кварталах действует комендантский час, но блок-посты не охраняются ночью. Местный житель Файзаль Джебер, недавно вернувшийся из-за границы говорит: “Они или слишком ленивы, или слишком боятся”.
Джебер говорит об основной силе иракской армии в Мосуле – 16-й дивизии. 16-ю дивизию слепили из остатков 2-й дивизии, бежавшей из Мосула летом 2014 года. 2-я дивизия славилась своими “солдатами-призраками” – мертвыми душами, за которые командиры получали их жалованье, и солдатами -шиитами, ненавидевшими суннитское население Мосула.
Если вражды между конкурирующими правительственными формированиями, вошедшими в Мосул покажется недостаточно, то следует напомнить о про-правительственных милициях, также вошедших в город. Большая часть шиитской милиции Хашд аш-Шааби размещена в пустыне к востоку от Мосула, но ряд шиитских групп – Организация Бадр, Силы аль-Аббас, Катаиб Хизбалла открыли представительства в Мосуле. В Мосул также часто входят племенные патрули Шабак – милиции, пропитанной иранскими агентами. Группа разъезжает на джипах, из динамиков которых раздаются нашиды с обещаниями отомстить за имама Хуссейна.
Бывший губернатор Мосула Атил аль-Нуджаифи возмущается: “Сегодня шиитские милиции в Мосуле более могущественны, чем премьер Абади. Народ Мосула никогда не согласится с тем, чтобы им правили шиитские марионетки, никогда не последует за шиитскиим политиками”.