Мы подходим к печальной истине: так много денег было влито в Россию только ради того, чтобы поспособствовать возникновению путинской клептократии. На протяжении трех администраций целью американской политики было продвижение бизнеса в России, и мистер Трамп выделяется именно тем, что не смог найти себе места в этом поезде. Его российские сделки – и в области брэндинга, и в области недвижимости провалились. Ему удалось организовать Miss Universe в Москве в 2013. но с тех пор он туда не возвращался. Наконец, как и всем риэлторам высшей лиги, ему удалось нажиться на том, что он впихивал русским эмигрантам нью-йоркские кондоминиумы по заоблачным ценам.
Ветеран внешнеполитической журналистики Сюзан Глассер пишет в редакционной статье в New York Times: “Риторика и акции мистера Трампа носят больше, чем случайное сходство с мистером Путиным в период консолидации власти. Эти сходства настолько сильны, что от них нельзя с легкостью отмахнуться”.
Сходства действительно потрясающие. И у мистера Путина, и у мистера Трампа есть две ноги – и две руки. В то же время, когда дело заходит о различении шума от сигнала, два человека не могут быть менее похожими.
Россия была страной, погруженной в хаос. Ее президент-пьяница искал наследника, который бы защитил ее дочь и дружков от коррупционных расследований. Мистер Путин, бывший агент КГБ и глава секретной полиции, управлял одним из немногих, вне соответствии с тогдашней модой функционирующих государственных институтов в России – хотя и рука об руку с организованной преступностью.
Подъем мистера Трампа к вершинам власти разительным образом отличался от этого. Он – звезда реалити-шоу и менеджер брэнда. Очень необычно, но у него, в практическом смысле, нет собственной партии. В то же время, бюрократия, медиа, суды, политические партии продолжают функционировать как обычно.
Любой ценой, любыми средствами , расследуйте российские пропагандистские усилия, направленные на то, чтобы повлиять на исход американских выборов. Но не надо дурить самих себя, и пытаться доказать, что произошло нечто новое и беспрецедентное. Что же касается мистера Трампа, то для даже для российской разведки его персона, до самого последнего времени представляла минимальный интерес. Теперь он каким-то образом он получил властные полномочия США, и должен сообразить, что с этой властью делать (и это – большой вопрос).
Он увеличивает военные расходы и он поддерживает американскую энергетику – что, по иронии судьбы, куда больнее ударит по России, чем любые санкции, которые только мог выдумать мистер Обама. Вторая ирония в том, что его утверждение на политическом небосводе привело к тому, что демократы и половина республиканцев внезапно прозрели и осознали, что собой представляет путинский режим. Трезвый взгляд на Россию наконец-то может стать модой в Вашингтоне. Но этого, однако, не произойдет, если мистер Путин будет использоваться только в качестве дубины, которой бьют по администрации Трампа.
What’s Behind the Putin Fantasies (Wall St. Journal)
HOLMAN JENKINSMarch 1, 2017