Хафез Асад и Аллах// Из архивов PostSkriptum

Точка отсчета. Современный сирийский режим, и, в более широком понимании, современная Сирия являются созданием Хафеза Асада. Его тридцатилетнее правление ( а также предшествующий этому период, на протяжении которого он пользовался внушительным влиянием) стерли всякое различие между государством и президентом. Фирменным знаком режима Асада была стабильность – стабильность, краху которой мы являемся свидетелями.

Режим был создан Асадом и подогнан под Асада. Хафез Асад был, и во многих смыслах, продолжает оставаться базой национальной идентификации. Он был единственным источником и фокусом реальной власти. Официально, он контролировал все ветви власти. Будучи генеральным секретарем БААС, обладавшей большинством в парламенте, он контролировал власть законодательную. Как президент, он контролировал власть исполнительную, и как главнокомандующий – армию, и, что еще более важно, разнообразные секретные службы.

Моделями сирийской политической механики были автократические режимы Восточной Европы, в особенности, Румыния эпохи Чаушеску. Аналогии видны в централизованном контроле лидера, терминологии культа личности, маргинальной роли партии, которой теоретически принадлежит власть, и доминирующей роли семьи лидера. Последнее в специфически сирийских условиях создавало впечатление жизни при монархии и привело к рождению термина репархия (джумлаха – от джумахирия – республика и мамлаха – монархия). Сам Асад признавался, что на него большее влияние оказал северокорейский Ким Чен Ир.

Идентификация президента с государством олицетворяется вездесущим культом личности, окружающим его особу. Роль “лидера” (каид) подчеркивается многочисленными слоганами, с детства вбивавшимися в голову. В качестве примера можно привести утверждение о том, что страна – “Сирия Асада” (Сурия аль-Асад). Титулы лидера являются любопытной смесью сталинистской терминологии и мусульманского подхалимства: “Вождь Марта” (каид аль-масира), “Вечный Лидер” (аль-каид аль-абд), “Строитель Сирии” (бани сурия), “Надежда Нации” (амаль аль-умма), “Хафез Чести” ( хафез – защитник), “Борец” (мунадил).

Его любят сравнивать с мусульманским средневековым мусульманским героем Салах ад-Дином (также, как и Саддама Хуссейна). Если верить сирийской прессе, Хафез Асад характеризовался следующими атрибутами: мудростью, мужеством, щедростью, гениальностью, способностью к сочувствию и государственной прозорливостью. Наиглавнейшим качеством Асада-старшего именуется его способность породить любовь и лояльность к собственной персоне в душе каждого сирийца. Асад также является “типично мусульманским вождем”, что особенно трудно переварить его суннитским подданным. Согласно постулатам государственной пропаганды, Асад –”верующий мусульманин, любящий Аллаха”. На мавзолее Асада высечена следующая цитата из Корана: “О ты, кто верует! Подчиняйся Аллаху и подчиняйся Пророку и подчиняйся власть имущим!”