Полигамия все более распространяется в бедуинском обществе – и юридический запрет на многоженство практически не осуществляется.
Через забор, собранный из чего попало, из своей маленькой хижины, в которой она живет со своими детьми Рим подозрительно смотрит на такую же соседнюю хижину. В ней живет родная сестра Рим, с которой она не разговаривает уже много лет. Дальше стоит хижина побольше, в которой живет женщина, взятая мужем Рим в жены. Между ними также – тотальное отчуждение.
Рим приехала из Газы 25 лет назад. Ей было 16 лет. Ее старшая сестра Аиша уже жила здесь. Она вышла замуж за бедуина, который был намного ее старше. Муж Аишы умер в возрасте 73 лет, когда ей было 35. Их дочери было два года. Один из старших сыновей мужа Аиши искал жену, и Аиша сосватала ему Рим. Сестры были счастливы, что будут жить рядом друг с другом.
Четыре года назад, когда Рим была на седьмом месяце беременности, муж сообщил ей, что собирается жениться на другой женщине, с которой он крутил роман уже несколько лет. Старшая сестра Аиша, которая также была и приемной матерью мужа Рим, выступила против этой идеи, и так началась вражда в семье. Рим не могла выступить в открытую против мужа, как настаивала старшая сестра. Она также не могла развестись – в том случае, ее выслали бы в Газу, а дети остались бы в Негеве.
Так две сестры и еще одна женщина день за днем сидят друг напротив друга, не разговаривают, и думают о том, кто будет заботиться о них в старости. Младший сын Рим, родившийся после того, как отец женился на второй жене отказывается говорить, и смотрит с ненавистью и подозрением на все, что происходит вокруг.
Одного посещения Рахата и его окрестностей достаточно для того, чтобы ощутить отравленную атмосферу полигамной жизни в бедуинском обществе. Полигамия бьет не только по женщине, но о самой ткани солидарности семьи, в первую очередь – по детям. Нищета, насилие, отсутствие эмоционального внимания к детям процветают, вместе с отчуждением и безжалостной конкуренцией за право получить частицу внимания патриарха семьи, без разрешения которого никто не может ничего решить.
Главный сюрприз полигамии в том, что это – современный феномен, несмотря на то, что описан и разрешен в Библии и в Коране. В последние годы зарегистрирован постоянный рост полигамных браков. И полигамия, и бигамия – уголовное преступление в Израиле, начиная с 1951 года Оно карается пятью годами тюремного заключения. МВД не регистрирует полигамных браков – что затрудняет ведение соответствующей статистики. Но полигамия оставляет следы в официальных инстанциях: она регистрируется в шариатских судах, и некоторые женщины просят от Института Национального Страхования “пособия для расширенной семьи”. Также возможно сопоставить данные регистрации удостоверений личности детей, в которых указаны имя и отца и матери. Если государство хочет применять на практике законы против полигамии – или, по меньшей мере, получить четкую картину происходящего – в его распоряжении есть инструменты, с помощью которых это можно сделать.