Через пять лет после начала война, какова должна быть стратегия Трампа в Сирии?
Наша главная задача – не ввязаться там в войну с Ираном и Россией. Эта война будет затяжной, и только еще больше навредит сирийскому народу. Сирийский народ – жертва идущей между суннитами и шиитами холодной войны, помогая суннитам – в достаточной степени для того, чтобы они не проиграли, и в недостаточной степени для того, чтобы они победили.
Я не думаю, что мы должны пытаться победить в этой войне путем вооружения суннитов. Только в контролируемых правительством городах еще остались люди. Они забиты до предела беженцами и теми, кто уже жил там. Мы просто выдавим этих людей оттуда, если продолжим вооружать суннитов. Это будет самая идиотская политика, которая породит тонны беженцев.
Мы не должны заталкивать Эрдогана в объятия России. Эрдоган сыграл свою карту. Он продемонстрировал нам, что он способен закрыть авиабазу Инджирлик и уйти к России. У нас нет никакого интереса принуждать его к этому. И это означает, что придется позволить ему расширить контролируемую его мятежниками часть Сирии. Он может потребовать этого – и из-за этого придется вести переговоры с Россией. Нам придется сидеть с Россией, Ираном и Турцией и обсуждать, какую часть территории Сирии могут взять турки. И нам туда же надо посадить курдов. Мы не можем предать курдов. Это будет деликатный дипломатический акт.
Асад думает, что ему удастся отвоевать всю Сирию – и это возможно. Если он получит российскую и иранскую поддержку, если Турция непримирима по отношению к PYD, то PYD придется вернутся к Асаду. Они могут получить некую автономию, но им придется принять суверенитет Асада – точно также, как это было с курдами в Ираке. Это зависит от позиции Турции. Очевидно, что Турция заключила мир с курдами в Ираке но Эрдоган вовсе не горит желанием повторять этот эксперимент в Сирии – из-за связей PYD с PKK. Это играет на руку Асаду – курды будут вынуждены вернуться к нему, под его зонтик.
И снова – это в интересах Америки, чтобы турки разделили северную Сирию на анклавы? Если разница между разделом Сирии и сделкой с русскими является удержание Эрдогана в нашей орбите, то нам, вероятно, придется на это пойти.