Какое предложение выбрали бы вы?
Вам предстоит тяжелый разговор с турками – для того, чтобы выяснить, что они готовы принять. Вам надо сидеть также с русскими и иранцами. И вам надо говорить с иракцами, потому что Хашд аш-Шааби не хотят, чтобы между ними и Алеппо находилось суннитское государство. Они будут рассматривать его в качестве потенциально ирредентистского государства. Они предупредили, что в тот момент, когда Исламское Государство будет разгромлено в Ираке, они последуют за ним в Сирию. Мы, и иранцы, превратили их в весьма компетентную боевую силу.
Иракцы и иранцы не будут стоять руки в брюки и наблюдать, как Америка пытается создать из мятежников правительство в северо-восточной Сирии, зависимое от турок правительство. Турция хочет сферу влияния, которая распространится также и на туркменские части Ирака.
В какой мере турецкое влияние в северной Сирии и части Ирака помогает Америке? Вы хотите, чтобы иракское правительство отвоевало все эти территории и не допустило здесь турецкого вмешательства? – Трудно сказать.
Вам необходимо понять, где вы можете пойти на сделку, и чего вы можете добиться с наименьшим насилием. Если вы это сделаете неправильно, вы лишь продлите войну. Америка не хотела принимать решений ни по одному из этих вопросов: раздел, курдская автономия, турки, забирающие кусок Сирии в свою зону влияния вместе с суннитскими мятежниками, или возможное восстановление власти Асада при поддержке русских.
Но Америка двигалась к разделу Сирии с Курдистаном, и пытается добиться согласия Турции с Курдистаном в каком-то виде, с PYD независимой от PKK. Это не то, с чем они могут смириться в Сирии. Но мы – союзник курдов, и я полагаю что у нас есть долг перед ними и мы должны им помочь.
Когда речь заходит о мятежниках, я считаю, что выдвижение Нусры в качестве основной силы мятежников в Идлибе и все больше в Алеппо представляет собой опасность для Соединенных Штатов. Посмотрите на их учебные планы в школах Идлиба, чему они учат детей – что Усама бин Ладен был великим героем, а 9/11 – великим подвигом. Я не думаю, что Америка должна помогать этим людям с таким типом народного просвещения. Мы пытались отделить умеренных мятежников от этих джихади-салафитов – но без всякого успеха. Может быть, Турции это удастся, и над этим Америка должна сесть со своим союзником Турцией – и подумать, какой вид раздела Сирии им подходит.
Мы не собираемся низвергать Дамаск, Россию или Иран. Соединенные Штаты обязаны взять на себя ответственность за превращение Ирака в страну с доминированием шиитов, которую поддерживает Иран. Это изменило баланс сил в регионе. Мы попытались уничтожить “Хизбаллу” – и потерпели поражение.
Я указываю на то, что у Америки – долгая традиция поддержки шиитов против суннитских мятежников в Ираке, и в каком-то смысле мы попытались сделать нечто прямо противоположное в Сирии. И мы обнаружили, что нам это сделать трудно – потому что Россия делает в Сирии тоже самое, что мы делали в Ираке. Реальный вызов для Соединенных Штатов в Ираке – попытаться вернуть суннитское население в города, после того, как будет уничтожено Исламское Государство. И мы видим большие успехи в Рамади, и в Тикрите, куда, по последним сообщениям, вернулось до 90% суннитского населения. Вопрос в том, удастся ли того же добиться в Сирии?
Как мы можем рассчитывать на возвращение населения Алеппо, после того, как его захватят Асад и русские? И это произойдет, и Америка этого не остановит. Можно ли что-то исправить? Хотите ли вы, чтобы Сирия превратилась в Северную Корею? Это то, что произойдет, в случае, если Соединенные Штаты решат пойти против Асада и Путина, удвоив ставки, усилив санкции, и пытаясь предотвратить нормализацию отношений между другими государствами и Асадом. Асад победит – если Америка мощно не поработает против этого. И прятать голову в песок – неправильная политика.