Флинн не демонстрирует никаких симпатий в отношении России: напротив, он подчеркивает близость России к Ирану в качестве доказательства идеологического родства с исламской республикой: “Это – старая панацея: Враг моего врага – мой друг. Путин объявил Соединенные Штаты (и НАТО) угрозой национальной безопасности России и “Смерть Америке!” – официальный лозунг исламской республики. И путинисты, и радикальные иранские мусульмане согласны с тем, кто их главный враг. Отсюда, одна часть ответа на вопрос о природе их альянса просто прорастает из их вражды в отношении Америки. …У русских и иранцев больше общего, чем только общий враг. У них также общее отвращение к демократии и согласие в том. что диктатура – наилучший способ правления страной, империей, халифатом”.
Мне это кажется слишком упрощенным. Россия (также как и Китай) не имеет шиитского населения, все ее опасения относительно внутренней стабильности происходят исключительно от суннитов. Шииты – естественные союзники, несмотря на то (об этом упоминают Флинн и Лидин), что они попытались внедрится в российскую и среднеазиатскую мусульманские общины. Это было весьма неуклюжим и провальным мероприятием. Чтобы быть окончательно честным по отношению к Путину, следует признать, что нелепые ошибки Америки на Ближнем Востоке выпустили суннитского джинна из бутылки, в которой его долго держал Саддам Хуссейн, и это – угроза российским интересам. Американские ошибки вынудили Россию взять на себя основную роль в регионе – независимо от того, хотел Путин подорвать американское влияние или нет. Так Путин объяснял свою позицию тем иностранным лидерам, с которыми я говорил. Россия не забыла. насколько эффективной была американская поддержка для джихадистов во время войны в Афганистане в 1980-х. Если Вашингтон захочет дестабилизировать Россию, суннитские боевики будут эффективным диверсионным инструментом. Пойти на это, с моей точки зрения, – опасный идиотизм, но русские не могут исключить вероятности того, что американцы , в какой-то момент в будущем пойдут на это (я не думаю. что у администрации Обамы есть подобные замыслы).
Путин также верит в то, что Вашингтон поддержал Майдан в 2014 году – с прицелом на возможного изменение режима в самой России. Я не знаю, корректна ли такая оценка, но подобные мысли приходили в голову некоторым людям в Вашингтоне.
У Москвы есть несколько практических причин сделать жизнь несносной для Соединенных Штатов – независимо от идеологических наклонностей мистера Путина. К сожалению, в ее распоряжении есть достаточно средств для этого. В то время как Соединенные Штаты потратили около 5 триллионов долларов на Ирак, Афганистан и связанные с ними приключения, Москва инвестировала куда меньшие суммы в системы ПРО, которые могут сбивать американские истребители-бомбардировщики пятого поколения. Вашингтон не знает, насколько хороши С-300 и С-400, и у него нет желания попытаться это выяснить.
Настолько всеобъемлющей была некомпетентность высших сановников в администрациях и Буша, и Обамы, что трудно найти кого-то, кто ей не замаран. Генерал Флинн был отправлен в отставку за то, что бросил вызов официальной легенде и является исключением. Большей частью, американская внешнеполитическая элита предпочла не брать на себя ответственность за свои грубейшие ошибки. Их репутация будет в безопасности с Хиллари, которая в конце концов – одна из них. Круг самозащиты обрисован так четко, что ничто, кроме аутсайдера, которому нечего терять от унижения старой гвардии, сможет восстановить хотя бы частицу компетентности в американской внешней политике.
The sleepwalkers and Mr Trump
David P. GoldmanBy DAVID P. GOLDMAN, Columnist NOVEMBER 5, 2016