Данное исследование было написано в 2003 году американским дипломатом Тимоти Саваджем. Несмотря на то, что многие цифры устарели, Савадж правильно предугадал тенденции развития Европы и грядущее столкновение культур – тогда, когда об этом мало еще кто задумывался. Относительно статистики вероисповедания – для некоторых государств она является последней из официально опубликованной, поскольку в странах ЕС считается политически некорректным и опасным знать количество мусульман среди своих граждан.
Как это уже случалось в истории, мир ислама, возможно, делает больше для того, чтобы определить и оформить Европу 21-го века, нежели Соединенные Штаты, Россия или даже Европейский Союз. Сегодня речь идет о двойном исламском вызове Европе. Внутренне, Европа должна интегрировать живущее в гетто, но стремительно разрастающееся мусульманское меньшинство, которое многие европейцы рассматривают в качестве угрозы коллективной идентичности и социальным ценностям европейского общества. Внешне, Европа должна создать жизнеспособный подход к заселенным преимущественно мусульманами и чрезвычайно неустойчивым государствам – от Касабланки до Кавказа. Именно решению этой задаче посвящена недавно одобренная стратегия безопасности “Безопасная Европа а в лучшем мире” и ее только что родившаяся инициатива “Расширенная Европа – Новые Соседи”. Признавая, что обеспечение безопасности, стабильности и развития ЕС более невозможно в отрыве от тесной кооперации с ближайшими соседями, Инициатива пытается определить новые рамки сотрудничества с 14 государствами – Алжиром, Египтом, Иорданией, Израилем. Ливаном, Ливией,. Марокко, Палестинской автономией, Сирией, Тунисом, Молдавией, Украиной, Белоруссией и Россией – и их 385 миллионами обитателей. Мусульманский фактор добавляет к ландшафтам внутренней и внешней политики Европы нечто большее, чем демографические или географические измерения. Связка Европа -ислам выбрасывает разнообразные новые феномены, включая рост терроризма, появление нового антисемитизма, сдвиг европейских политических партий вправо, рекалибрацию европейских расчетов национальной безопасности, дополнительные трудности в сплочении ЕС, и придание новых фокусов, если не формулирование заново всей европейской внешней политики.
Эта новая встреча с исламом – нечто очень динамичное, но еще не получившее завершенную форму и на внешней, и на внутренней арене предлагает спектр возможностей для позитивного изменения в мире. Тем не менее, историю последних 1350 лет взаимодействия Европы с исламом трудно назвать вселяющей большие надежды. Несмотря на то, что европейцы сегодня пробуют некоторые новые инициативы, в общем они предпочитают статус-кво, осторожность, контроль и установившиеся структуры – вместо смелости, приспособляемости и новому определению взаимоотношений которых требует эта новая ситуация. Таким же подходом характеризуются и мусульмане Европы.