До мартовских атак в Брюсселе в марте 2016 года относительно мало было известно о структуре Амн аль-Харадж на различных театрах. У руля европейской сети стоит Салим Бенгхалем, который служил охранником в одной из тюрем ISIS в Сирии, до того , как поднялся в структурах Амн аль-Харадж. Его заместителем является Фабьен Клэйн, француз принявший ислам, человек, выбравший Батаклан в качестве основной цели ноябрьских атак в Париже. Два этих функционера, предположительно находящихся в Сирии или Ираке, добились впечатляющих успехов по внедрению своих оперативников и сетей в Европу.
Кампания Рамадана также сорвала завесу в внешних сетей ISIS в других частях мира. Атака 28 июня в аэропорту Стамбула, как представляется, была спланирована и скоординирована опытным, базирующимся в Сирии оперативником. По данным турецкой полиции, ее организатором был Ахмет Чатаев, чеченский боевик, бывший член Кавказского Эмирата, проживающий сейчас на территории халифата. В 2015 было установлено, что Чатаев занят подготовкой и переброской русскоязычных боевиков в Россию – для совершения атак против нее. Между тем, три террориста, атаковавшие в Стамбуле, приехали в Турцию из Ракки за месяц до атаки – и привезли с собой взрывные устройства и пояса шахидов. Это оставляет мало сомнений в том, что речь идет об атаке, спланированной в центре Исламского Государства.
Роль Чатыева в стамбульской атаке – сигнал об изменении характера внешних операций Исламского Государства в Турции. Раньше они координировались турецкой сетью ISIS, которую возглавляли граждане Турции, включая бывшего оперативника аль-Каиды Халиса Байанчука (Абу Ханзала) и Мустафу Докумачи, который управлял сетью в провинции Адийаман. Появление Чатаева показывает, что ISIS теперь использует в Турции русскоязычных боевиков. Турецкая разведка предполагает, что теперь боевики ISIS – выходцы с Кавказа и из Азербайджана теперь будут применяться и в Турции, и в Азербайджане.
Заявления сотрудников спецслужб показывают, что атаки в “ближнем зарубежье” ISIS атаки также контролировались оперативниками, находившимися на территории халифата. Пресс-представитель саудовского МВД заявил, что три смертника, взорвавшиеся в Саудовской Аравии 4 июля были посланы оперативниками из Сирии, а пояса шахидов были изготовлены за границей. Восемь смертников, взорвавшихся 27 июня в ливанском городе аль-Каа пришли из Сирии.
Атаки в Ливане, Саудовской Аравии и Турции ясно демонстрируют оперативные возможности ISIS в ближнем зарубежье. ISIS выстроила мощные сети по всем странам Ближнего Востока – используя как локальные возможности рекрутинга, так и посылая оперативников из халифата с целью организации и направления этих сетей. Лидеры Амн аль-Харадж находятся в прямом контакте со своими ячейками за границей, и кампания Рамадана выявила потенциал мобилизации ISIS для осуществления подобного рода операций.
Виртуальные проектировщики
Кампания Рамадана осветила подход Исламского Государства к координации и направлению атак по всему миру. В регионах, удаленных от территориальных бастионов ISIS, возможности халифата, в некоторой степени ограничены. Поэтому ISIS занимается тем, что можно охарактеризовать как виртуальное планирование: базирующиеся в Сирии боевики координируют атаки с помощью средств он-лайн коммуникаций в тех странах, выходцами из которых они являются. Несмотря на то, что ISIS таким образом частично жертвует контролем из-за подобного подхода, модель виртуального планирования в значительной степени расширяет оперативный масштаб действий халифата.