Неудачная попытка ISIS координировать атаку в Индии во время Рамадана предоставляет пример подобного виртуального планирования. В конце июня индийские службы безопасности разгромили ячейку ISIS в Хайдарабаде, арестовав пять индивидов, захватив взрывчатку, оружие и химические вещества. После ареста полиция выяснила, что группа планировала серию налетов на полицейские станции, торговые центры, храмы и другие цели.
Группа была в контакте с Шафи Армаром (Юсеф аль-Хинди), бывшим членом Индийских Муджахеддинов и главой Ансар а-Тафхид, крылом ISIS в Юго-Восточной Азии. По данным индийских властей. Армар, находящийся на территории Сирии и Ирака, проинструктировал группу использовать TATP, ту же взрывчатку, которая была применена и в Париже, и в Брюсселе, и разработать план отхода. Члены хайдарабадской группы отправили Армару письмо, в котором принесли клятву верности Абу Бакру аль-Багдади.
Участие Армара в заговоре в Хайдарабаде – иллюстрация того, как виртуальные проектировщики управляют атаками в дальнем зарубежье. Его контакты с вербовщиками ISIS в Индии позволили ему определить потенциальных кандидатов на выполнение миссии. Он предоставил ячейке оперативную и техническую помощь, снабдил ее инструкциями по изготовлению взрывных устройств и помог составить общий план атак. Провал ячейки иллюстрируют главное препятствие виртуального планирования: местные сети, члены которых не прошли курсы реальной террористической подготовки, не всегда оказываются в состоянии выполнить инструкции своих наставников ( в дополнение к этому, виртуальное планирование делает такие сети более уязвимыми для выявления средствами электронной и компьютерной разведки). Тем не менее, способность Армара управлять сетями внутри Индии показывает потенциал виртуального планирования. Армар также может оказаться ответственным за атаку в Holey Artisan Bakery в Дакке в начале июля. ISIS взял на себя ответственность за нее еще когда она не окончилась – что означает, что о ней в халифате знали заранее.
Виртуальное планирование было использовано при планировании атак в Малайзии – в конце июня два боевика закидали гранатами ночной клуб в штате Селенгор. Они получили приказы от Мухаммеда Ваннди Мухаммеда Джеди, малайзийского оперативника ISIS, базирующегося в Сирии. Он появлялся в многочисленных пропагандистских видео ISIS, в том числе в одном, где он обезглавливает сирийца. В начале июля смертник подорвался на станции полиции в индонезийском городе Соло. Он получил инструкции по интернету об изготовлении взрывных устройств от Барама Наима, индонезийского боевика в Сирии. Наим – один из лидеров южноазиатского крыла ISIS. Ранее он руководил атакой в Джакарте в январе 2016 года. Ни в Малайзии, ни в Индонезии атаки не привели к человеческим жертвам – что еще раз подчеркивает ограниченность возможностей виртуального планирования. Но успех ISIS – уже в самой возможности мобилизации сетей, находящихся за тысячи километров от базы халифата. И не все эти атаки заканчиваются провалом.
Профессиональная сеть
Кампания Рамадана представляла собой серию заранее продуманных и скоординированных атак. Очевидно наличие фундаментальных различий между операциями спланированными в центре (как атака в аэропорту Стамбула) и атак, координирующихся виртуальными проектировщики. Последние, теоретически, являются менее профессиональными и менее летальными. Но обращает на себя внимание и вызывает крайнюю обеспокоенность то, какое количество этих атак ясно связано с Амр аль-Харидж. Способность группы использовать шифрованные он-лайн приложения для коммуникаций для контакта с оперативниками за границей оставляет открытой возможность того, что далеко не все подобные связи выявлены.
В сущности, ISIS оперирует профессиональным крылом зарубежных операций, направляющим и координирующим атаки по всему миру. Теракты, которые на первый взгляд кажутся разрозненными и не связанными между собой могут на деле оказаться компонентами более широкой кампании. Атакующие, казалось бы, действуют в одиночку – но на самом деле, являются членами единой подпольной сети.
Расследуя мерзкое преступление в Ницце, мы должны об этом помнить.
Bloody Ramadan: How the Islamic State Coordinated a Global Terrorist Campaign
Daveed Gartenstein-Ross and Nathaniel Barr
July 20, 2016