Если вам не нравится трампизм, не стоит тешить себя иллюзиями о том, что он завянет после того, как Трампу не удастся получить республиканскую номинацию на президентских выборах. Трампизм – выражение легитимного гнева многих американцев в связи с тем, какой курс взяла их страна, и его появление было вполне предсказуемым. Мы станем свидетелями развязки борьбы, которая длится полстолетия: отказ Америки от своей исторической национальной идентичности.
Для известного политолога Самуэля Хантингтона, в его последней книге Who Are We? выделяются два компонента этой национальной идентичности. Один – англо-протестантское наследие, которое неумолимо сглаживается по мере того, как Америка становится домом для все большего числа религий и традиций. Второй – сама идея Америки, нечто уникальное в нас. Как однажды сказал историк Ричард Хофстадтер: “Такова была судьба нашей нации – не иметь идеологию, но быть ею”.
Из чего состоит эта идеология, которую Хофстадтер называл “американское кредо”? Наблюдатели давно выделили знакомые элементы: равенство перед законом, равенство возможностей, свобода слова и собраний, опора на самого себя, ограниченное правительство, экономика свободного рынка, децентрализованная и автономная политическая власть.
Еще в 1960 это кредо было нашим национальным консенсусом. В этом году претенденты на номинацию от Демократической партии – Джон Кеннеди, Линдон Джонсон и Хьюберт Хамфри были носителями этого кредо и отличались от республиканцев только в том, как его элементы могут быть реализованы.
Сегодня это кредо утратило и авторитет, и сущностное содержание. Что случилось? Многие динамики полного изменения можно обнаружить в процессах, идущих во всем американском обществе: появление нового высшего класса и нового низшего класса -и тяжкая участь работающего класса, оказавшегося между ними.
В моей книге 2012 года, Coming Apart, я подробно обсудил эти новые классы. Новый высший класс состоит из людей, которые формируют и формулируют экономику, политику и культуру страны. Новый низший класс состоит из людей, которые выпали из наиболее базисных институтов американского гражданской культуры – в первую очередь из работы и брака. Оба эти класса отреклись от американского кредо на практике, независимо от их неискреннего трепа. Трампизм – это голос зажатого в угол работающего класса, который сообщает нам о том, что и он чахнет.
Исторически, одним из наиболее признанных аспектов американской исключительности было отсутствие классового самосознания. Даже Маркс и Энгельс это признавали. Это был эгалитаризм американского разлива. Да, в Америке есть богатые и бедные, но это не означает, что богатые чем-то лучше всех прочих.