Америка Дональда Трампа

Белый рабочий класс, который часто описывался как “рейгановские демократы” в начале 80-х сегодня называют ядром поддержки мистера Трампа. Но недовольство этой группы зачастую остается непонятым. Ошибочно думать, что они иррационально атакуют людей просто потому, что те на них не похожи. Несомненно, в трампизме есть элементы ксенофобии и расизма. Я сам обнаружил это в комментариях на мои посты в facebook и twitter.

Но центральная истина трампизма заключается в том, что весь американский работающий класс имеет совершенно легитимные причины для гнева. За полстолетия непрерывного экономического роста, практически никаких наград не досталось работающему классу. Экономисты могут обставить это утверждение разного рода оговорками и уточнениями, но итоговая строка неоспорима: реальный семейный доход людей в низшей половине структуры распределения доходов не изменился с 60-х годов.

За эти же полстолетия американские корпорации экспортировали миллионы рабочих мест в производстве – тех мест, которые оплачивались наиболее щедро. Это были преимущественно работы для мужчин. И в 1968, и в 2015 70% рабочих мест в производстве занимали мужчины.

За тот же период времени федеральное правительство дозволили иммиграцию – и легальную, и нелегальную, которая принесла на рынок труда десятки миллионов конкурентов, готовых работать за любую плату. За исключением сельского хозяйства, это были также преимущественно мужские работы.

Экономисты все еще спорят о совокупном воздействии этих событий на американский рынок труда. Но для жителя маленького города, в котором большая корпорация закрыла производство и перенесло его в Китай, или для кровельщика, наблюдающего за подрядчиком-конкурентом, нанимающим нелегальных мигрантов, гнев и отчаяние совершенно рациональны.

Добавьте к этому тот факт, что элиты смотрят на рабочий класс свысока, а в своих собственных общинах работающие мало ценятся за то, что они являются хорошими работниками, хорошими отцами, обеспечивают свои семьи – и жизнь в этих кварталах и общинах разваливается. В дополнение к этому, партия за которую они голосовали в последние десятилетия, ни черта для них не сделала. Как тут не разозлится?

Нет ничего консервативного в том, как они хотят исправить положение. Вместо нынешнего безразличного правительства, они требует правительства, которое будет действовать в их интересах – как оно еще никогда ранее не действовало. За исключением пассионарности Берни Сандерса относительно иммиграции, вся его прочая идеология куда более близка к трампизму, чем консерватизм. Точно также, мало консерватизма осталось и среди белого работающего класса. И к нему присоединяются прочие дезертиры американского кредо.

Кто же по-прежнему поддерживает американское кредо? – Большая часть среднего класса и высшего среднего класса (особенно те, кто владеет собственным бизнесом), многие в корпоративном и финансовом мире, большая часть высшего руководства Республиканской партии. Они остаются хранителями принципов эгалитаризма, свободы и индивидуализма.