В такой обстановке Израилю пора прекратить ходить перед на полусогнутых перед Эрдоганом и его попытками к примирению. Эрдоган выбрал свою сторону, и на этой стороне Израилю делать нечего. Израиль должен сосредоточиться на курдах и помочь этой великой нации наконец построить собственное государство – несмотря на возмущение и противодействие Турции. И после того, как турки сбили российский самолет, Москва, скорее всего, поучаствует в таком процессе.
Те израильтяне, которые в последние месяцы столкнулись с русскими, остались под сильным впечатлением. Израилю не только удалось наладить основанный на взаимном уважении диалог с Россией – Израиль встретился с державой, с которой можно договориться, и то, о чем договорились, делается на следующий же день. Путин рассматривает Израиль в качестве государства, которое, как и он, не уклоняется от силовых действий в случае, если они необходимы, а также в качестве государства, близкого к нему в культурном отношении, с учетом миллиона иммигрантов из бывшего Советского Союза, которые сегодня живут здесь.
Кто мог подумать год назад, что между ЦАХАЛем и вооруженными силами России будет установлена “красная линия” связи для координации действий в реальном времени, а израильские и российские офицеры будут ежедневно встречаться, и это превратится в рутину? Таков сегодняшний мир – он перестал быть черно-белым, но в нем видны все пятьдесят оттенков серого. В этом мире любой может оказаться потенциальным партнером, в случае совпадения интересов, а коалиции, которые совсем еще вчера трудно было себе вообразить, будут возникать ad hoc.
И поэтому, Израиль не должен отказываться от инициатив, которые считанные месяцы назад просто не могли прийти в голову: – например, от совместных учений ВВС и флота. Израильский дивиденд от изучения российских технологий и техник будет огромен, а неудовольствие Соединенных Штатов можно будет смягчить , поделившись с ними извлеченными из таких упражнений уроками.
Это не значит, что Израиль должен подвергать опасности свои отношения с Соединенными Штатами. США были, есть, и мы надеемся, останутся нашей главной опорой.
Независимо от того, кто станет следующим президентом, Израиль должен сохранить и улучшить свои особые отношения с Америкой. Но он должен учитывать и то, что Соединенные Штаты меняются и уходят с Ближнего Востока, а Африка, в течение ближайшего десятилетия, может передать сомнительную честь именоваться “потерянным континентом” Европе.
Алон Бен-Давид, Маарив, 30.01.2016