В мае 2007 года датский журнал Trykkefrihed опубликовал интервью с немецким социологом, профессором Гуннаром Хайнзоном. Сегодня интервью выглядит актуальным, как никогда.
Если бы “коалиция доброй воли” знала об исследованиях Хайнзона, она никогда бы не полезла ни в Ирак , ни в Афганистан. Запад прекратил бы содержать палестинские семьи с 10-ю детьми. И западным политикам пришлось бы позабыть о своей излюбленной теории, согласно которой практически любой акт террора совершаемый в любой точке мира неким магическим образом связан с неразрешенным палестино-израильским конфликтом.
Хайнзон ни на минуту не верит в то, что экономическая помощь и спасение от голода в странах с большим молодежным населением может предотвратить войны, социальные потрясения, террор и убийства. Объяснение просто – голодающие страдают, но они не в состоянии воевать. Если вы даете еду большому количеству молодых людей, даете им некоторое образование, и они живут в обществе, где для них нет будущего, результат предопределен.
Хайнзон в 2003 опубликовал сенсационное и политически некорректное исследование Söhne und Weltmacht: Terror im Aufstieg und Fall der Nationen ( Сыновья и Мировое Господство: Террор, Подъем и Падение Наций). Некоторые считают книгу сравнимой по своему значению с “Капиталом” Маркса и говорят о появлении нового реализма, который можно назвать “демографическим материализмом”.
Хайнзона не волнует абсолютная численность населения. Проблемы, с его точки зрения , начинаются там, где появляется слишком много тинэйджеров и молодых мужчин, когда в семьях рождается три, четыре и более сыновей. Это становится причиной того, что сыновья начинают схватку за позиции в обществе, власть и престиж. Толпы молодых людей, наполненных агрессией и неконтролируемыми гормонами сталкиваются друг с другом, совершаются массовые убийства – и оставшиеся в живых получают место в обществе.
Согласно Хайнзону, 80% проблем в мировой истории начинается в обществах с доминированием молодежи. Проблемы могут выражаться по разному – рост преступности, попытки переворотов, революции, мятежи и гражданские войны. Иногда молодежь совершает геноцид – ради того, чтобы обеспечить себе те места, которые ранее принадлежали убитыми ею. Наконец, возможна война с целью оккупации чужой территории, ликвидации вражеского населения и замена его своим собственным.
Но, как снова и снова подчеркивает Хейнзон, беспорядки и насилие не связаны с голодом или безработицей. В своей книге он пишет: “Динамика молодежного пузыря не создается недостатком продовольствия. Младший брат, который занят в качестве помощника в бизнесе старшего, может хорошо кушать, и даже оказаться жирным. Ему нужна не еда, но статус, позиция, место, гарантирующее ему признание в обществе, влияние и почет. Не недокормленные, но потенциальные лузеры и деклассированные элементы лезут на первый план”.