Абу Хамза говорит: “Все решения принимают иракцы. Большинство из них – бывшие иракские офицеры. Иракские офицеры реально командуют боевыми действиями. Они разрабатывают тактику и планы сражений. Но сами иракцы не воюют. На фронт они посылают иностранных боевиков”.
Публичный профиль иностранных джихади часто затеняет тот факт, что корни Исламского Государства уходят в кровавую историю Ирака, и кровавые эксцессы ISIS – во многом и симптом и причина бед этой страны.
Хассан Хассан, аналитик из Дубаи и автор книги ISIS: Inside the Army of Terror говорит, что безумная жестокость баасистского режима, роспуск иракской армии в 2003 году, маргинализация суннитов правительством, в котором доминировали шииты – все это переплелось вместе с подъемом Исламского Государства.
Хассан говорит: “Многие думают, что Исламское Государство – просто террористическая группа. Это мало что объясняет. ISIS – террористическая группа, но она – больше, чем это. Это доморощенная иракская инсургенция, она органично вписывается в Ирак”.
После закона о де-басификации, принятого Полем Бремером, американским наместником в Ираке, 400 тысяч членов вооруженных сил Ирака остались без работы, зарплат, пенсий – но с оружием и ненавистью.
Американская администрация на первом этапе не сумела осознать опасность и ту роль, которую баасистские офицеры будут играть в наиболее экстремистской террористической группе. Американцам проще было во всем винить иностранных боевиков.
Полковник Джоэль Рэйберн, служивший советником в Ираке отмечает, что американцы понимали – баасисты оказывают тактическую поддержку Аль-Каиде. Но они не могли предположить, что баасисты станут не только придатком Аль-Каиды, но ядром джихадистской группы. Рэйберн отмечает, что с бывшими иракскими офицерами, возможно и не удалось бы договориться, но поставить на них клеймо иррелевантности было величайшей ошибкой.
На первый взгляд, секуляристская догма тиранической партии БААС Саддама Хуссейна не имеет ничего общего с Исламским Государством и его жесткой интерпретацией шариатского закона. Но две этих идеологии перекрывают друг друга в некоторых очень важных аспектах, в особенности в том, что касается использования страха в качестве инструмента подчинения народа группе. Два десятилетия назад разнообразные и тщательно разработанные формы пыток, осуществленные Саддамом и его подручными, доминировали в иракском дискурсе – точно также, как сегодня в нем доминируют зверства ISIS.