Турецкая политика, в любом случае, преуспела в том, чтобы это отчуждение произошло. К началу 80-х постоянная напряженность в отношениях с Сирией – включая споры о разделе водопотока Евфрата привели к тому, что Хафиз Асад начал поддерживать Курдскую Рабочую Партию и курдских националистов, воевавших против турецкого государства. Асад позволил создать базы PKK на своей территории, поставлял ей оружие и разрешил лидеру PKK Абдулле Оджалану поселиться в Дамаске. В конечном счете, Асад ничего не смог этим добиться от Турции, но сумел подтолкнуть Турцию на грань реальной интервенции. В 1998 турецкая армия сконцентрировалась на границе Сирии, правительство потребовало прекратить поддержку PKK. Осознав серьезность создавшейся ситуации, Асад предпочел пойти на попятную и изгнал курдов. Оджалана выслали из Дамаска, и в скором времени агенты турецкой разведки арестовали его в Кении.
Турция могла коренным образом изменить курдскую ситуацию после пленения Оджалана. Эта возможность, однако, была упущена. В тюрьме Оджалан продемонстрировал свою готовность к сотрудничеству. Многие турецкие офицеры пришли к выводу о том, что PKK невозможно раздавить только военной силой. За прошедшее десятилетие правящая Партия Справедливости и Развития предприняла беспрецедентные усилия ради достижения мира с курдами. Как представляется теперь, они никогда не были искренними. О красивых жестах вроде “культурной автономии” и расширения курдского представительства за прошедшую неделю бомбардировок и артиллерийских обстрелов баз PKK в северном Ираке все успели позабыть.
На настоящий момент не ясно, как далеко могут пойти турки в осуществлении идеи “зоны безопасности” в Сирии. До сего момента турецкие военные демонстрируют себя воплощением умеренности, в то время как правительство настаивает на более решительных мерах, если не на полномасштабном вторжении. История дает Турции все основания опасаться создания сети баз PKK в Сирии, в то время как последние события заставляют задуматься и о том, какую опасность представляет собой Исламское Государство.
В 30-х Турция выиграла Хатай и проиграла Сирию. В 1998 ей удалось предотвратить новый яростный взрыв гражданской войны с непредсказуемыми последствиями. Если сегодня Анкара рассчитывает на то, что с помощью комбинации угроз и ограниченной интервенции удастся решить наиболее острые проблемы в Сирии, она может быть и права. Но если военная сила может доказать свою эффективность в ограничении влияния курдов и Исламского Государства, она исторически доказала неспособной достигнуть заветной цели Турции – стабильной и безопасной южной границы.
A Short History of Turkish Threats to Invade Syria And why they’ve failed to produce a stable Middle East (and probably won’t this time, either). By Nick Danforth Foreign Policy
July 31, 2015